«эмоцию надо прожить», говорят. а как это сделать — не всегда понятно, особенно если застрянешь в чём-нибудь не очень приятном. а между тем, думаю я, у каждого есть опыт проживания эмоции от начала и до конца, и опыт того, как прожитая эмоция более не тревожит — уходит и освобождает место.
что такое проживать эмоции, а не пережёвывать их, хорошо чувствуется на примере положительных эмоций. я как-то вдруг обратила внимание на то, что радость, восторг и прочие «положительные» чувства сложно растянуть надолго.
в них сложно застрять.
зато в печалях, скорбях и унынии — сколько угодно.
«положительные» чувства мы приветствуем с радостью, встречаем их, принимаем и — проживаем. нам нравится их проживать, потому что это приятно. и кроме того — это социально одобряемые, приемлемые чувства: с ними и в люди «не стыдно» выйти.
мимическая маска радости — это считается ок, мимическая маска печали — не ок. смеяться в голос — в общем, нормально; рыдающих в голос на людях я что-то давно не видела (или уж должен быть железный и, опять же, одобренный обществом повод; на похоронах вот плакать «можно», да и то, да и там — есть у нас в культуре такая идея, что «надо держаться»). отойди, от тебя грустно. «что случилось, дай пожалею», от которого тоже не легче. или просто чувство неловкости от того, что человеку плохо, а ты не знаешь, как его утешить или поддержать.
мы не знаем, как утешить другого и как быть в соседстве с его горем, потому что не знаем, как утешить себя и как быть со своей печалью.
и даже если на нас никто так уж особо не смотрит, мы продолжаем слушаться встроенных оценщиков и менторов: плакать стыдно, фу, расклеилась, когда ты плачешь, ты некрасивая… (про красивое и некрасивое и про то, почему «красивое» — «хорошо», а «некрасивое» — «плохо», разговор отдельный…)
негативные чувства не находят разрешения проявляться и выражаться. мы и сами тормозим это развёртывание — чувствуя приближение хандры и уныния, начинаем стараться «не свалиться в депрессию» (слово «депрессия» я тут использую не в медицинском смысле, а для обозначения подавленного настроения, в обывательском значении). стараемся «не унывать». сдерживаем свои мрачные переживания, потому что выразить их в обществе — значит «испортить настроение другим».
и естественным образом достигаем обратного эффекта: если хотим не свалиться в «депрессию», то именно в неё и сваливаемся, потому что не позволяем чувству быть, не даём ему протечь и состояться, исчерпаться и оставить нас в покое.
то, что игнорируется или сдерживается, всё равно забирает внимание и силы. сколько хочешь делай вид, что этого нет, а оно от этого не исчезнет. если не хочешь прожить чувство — оно будет проживать тебя.
наблюдение за детьми тут даёт целую связку ключей. у детей отличный сон, в основном хорошее настроение и энергия прёт фонтаном. во многом потому, что дети ещё не знают, какие чувства положительные, а какие отрицательные, и просто проживают их. пока взрослые не научат вот этой всей вредоносной фиговине из серии «рёва-корова», «чё как девчонка» и так далее (особенно тут мальчикам, конечно, достаётся жёстких запретов на проявление чувств, ибо «достойному мужу надлежит быть сдержану»).
я сейчас осознаю и признаю: чувства — это просто чувства. они имеют право быть выраженными вне зависимости от того, какую пометку поставило на них «общественное мнение».
плач ничуть не менее прекрасен, чем смех; по крайней мере, весят они одинаково, и одинаково имеют право быть, звучать, происходить и завершаться.
почувствуйте, как это — прожить эмоцию — на примере любого «положительного» чувства, которое вам сравнительно просто выразить. почувствуйте, как это чувство — радость, умиление, умиротворение, любопытство, азарт — появляется, нарастает, выражается вовне и идёт на спад, и успокаивается, и затихает, затухает.
обычно это занимает не так уж много времени.
вот то же самое может происходить и с «отрицательными» чувствами — если не упихивать их ногами в тень при первых «звоночках» и не отказывать им в праве на существование.
easy. сижу наблюдаю.
с удовольствием ощущаю усталость от качественно прожитой радости.
уделяю внимание грусти.
всякие нужны, всякие важны.