Я очень не люблю, когда меня просят «погадать». Слишком богатый шлейф несимпатичных ассоциаций тянется за этими словом. В чтении Таро не столько дурной мистики, сколько иногда вмещает в этот процесс обыденное сознание. Ощущение чуда («откуда они всё знают?!»), которое часто возникает в процессе чтения карт, — это нормальная реакция человека на возможность увидеть ситуацию целиком, а не из одного угла вполглаза. А между тем, у чтения Таро есть свой механизм — неочевидный и не всем понятный, и поэтому объявляемый «мистическим».
Расхожее мнение состоит в том, что Таро — это дар, который вдруг сваливается на человека, после чего этот человек может читать карты и видеть сквозь стены. На самом деле, бывает, что и «сваливается» — по крайней мере, внешне это выглядит именно таким образом. Но внутренне всякое обнаружение и проявление способностей — любых — имеет свою почву и основу, и только сам «одарённый» знает, что за этим стоит. И сам по себе «дар» может быть совершенно бессмысленным и даже изматывающим и вредным, если он не получает нужной огранки, если человек не учится контролировать и применять свои способности.
Так что для чтения Таро, вообще-то, нужен не столько «поцелуй в макушку», сколько интерес, интеллектуальные способности и усидчивость. Самая простая аналогия для процесса изучения Таро — изучение иностранного языка: каждая карта в колоде — символическое выражение определённой энергии, архетипа. И пока эти значения не будут усвоены, нет смысла пытаться складывать «слова» — семантические единицы — в фразы, послания, расклады.
Современное чтение Таро часто напоминает психологическое консультирование. Но оно — не то и не это, не мракобесное «гадание» со спецэффектами и не психология в чистом виде.
Так что в конце концов делает нормальный таролог?
В отличие от «одарённых» и «потомственных», таролог:
— не «гадает» — то есть не тычет пальцем в небеса в поисках единственно верного ответа и не «пророчествует». Маги, заигравшиеся в своё магущество, склонны выдавать прогнозы-приговоры или прогнозы-приказы, а это уже программирование кверента на определённый результат. Такие прогнозы действительно могут сбываться, но — как ни странно — сбываемость прогнозов не является самым «железным» критерием мастерства таролога.
Задача таролога не в том, чтобы «всё угадать», а в том, чтобы осветить пространство вариантов. Есть более или менее сформировавшиеся вероятности, есть прошлое, которое сформировало настоящее, и настоящее, которое формирует будущее, но однозначная предопределённость — достаточно редкое явление.
— не «пугает» страшными последствиями и неминуемыми катастрофами — и не навязывает обязательных «спасительных» процедур по итогам диагностики.
— признаёт за кверентом личную ответственность за его собственную жизнь и совершённые в ней выборы. Вернуть человеку его ответственность за его собственную жизнь — основная задача любого помогающего практика.
Вообще это удобно — отдать ответственность за принятие решений другому человеку (потому что тогда этот другой якобы будет нести ответственность и за последствия этих решений тоже — то есть, грубо говоря, всегда будет на кого «свалить»… но будет ли?). Кто принимает решения, тот и живёт жизнь. С последствиями чужих решений, воплощённых вашими руками, иметь дело всё-таки придётся вам.
— ведёт просветительскую работу — обозначая некую теоретическую, концептуальную основу для тех или иных ограничений (самый простой пример — «я не ставлю медицинские диагнозы, потому что не владею медицинскими знаниями, но могу увидеть болезнь с холистической, системной точки зрения — как течение энергий и их блоки» или «я не просматриваю третьих лиц, поскольку это элементарное нарушение этики и приватности«). Правильный таролог, не отягощённый самонадеянностью и «всемагуществом», не хватается за все подряд вопросы, а более-менее чётко представляет предел своих свобод в работе и способен помочь переформулировать вопрос кверента в продуктивный.
По поводу отстройки от психологии сложнее, потому что Таро-консультирование — как консультирование — заимствует у психологии многие приёмы и техники. В первую очередь, создание особой атмосферы — пространства для изменений («помогающее пространство»), этику консультирования и ведения беседы. И понятийный аппарат, которым сегодня оперируют в своих интерпретациях многие тарологи, очень схож с тем, который используют психологи.
В чём разница?
Любопытная тема для размышления: если психология — «наука о душе», то тарология — «наука о Таро». То есть в психологии первичен клиент с его отараканенной душою (а чаще — с отараканенным мозгом, потому что в названии «психология» есть некоторое лукавство: она чаще не психо-, а церебро-логия), в тарологии — Таро как универсальная библиотека архетипических сюжетов с произвольным порядком страниц. Психолог идёт «через человека» в коллективное бессознательное (если он вообще туда идёт), таролог — через коллективное бессознательное «в человека».
Тарология холистична, синтетична — целостна по своей сути, потому что не препарирует индивидуальную психику, изучая её и находя в ней закономерности функционирования, а накладывает универсальные архетипические матрицы на внутреннюю реальность человека. И, чудеса, оно работает) В этом самая важная магия. Во главу угла поставлена универсальность и целостность, синохронистичность, принцип «как вверху, так и внизу».
Тарология изначально строится на метафоре и образности (не имею в виду сейчас «разные картинки в разных колодах», хотя и картинки прекрасны, а говорю о ряде универсальных образов-сюжетов, которыми «общается» Таро))), потому что миф, архетип как часть мифа — это образ, метафоричный, яркий, целостный. И образ обращается к более глубинным, по сравнению с «вербальной надстройкой», слоям внутренней реальности. Поэтому существует такой феномен, как сравнительно большая смысловая насыщенность часовой Таро-сессии по сравнению с часовой психологической сессией.
Для меня лично Таро ближе к философии и способу «чтения Мира» — миропонимания, чем к психологии. Как, собственно, и архетипическая психология — уже не совсем психология)