К Самайну вспоминаю свой старый пост-обзор на колоду «Дом с привидениями». Приятно иногда перечитать свои старые тексты: как сама с собой встретилась (-: И такая: хммм, а ведь неплохо, пусть и тут будет.
Океан, лимузин, лишайник, камин, коньяк. Полная луна и дом на утёсе. Совершенно непонятно, как вы тут оказались в этом роскошном вечернем платье и с голыми плечами, но куда ж ещё идти, как не к жилью. С таких несообразностей начинаются многие сюжеты «страшных фильмов». Трепетная героиня в максимально неуместном наряде вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения лезет в гущу непредсказуемых событий, где сталкивается с выдающейся нежитью и доживает до хэппи-энда. Если ты не пойдёшь в лес в дом, с тобой никогда ничего не случится, так что иди.
Tarot of Haunted House/Таро Дом с привидениями — колода, изданная в 2018-м в издательстве Аввалон-ЛоСкарабео. Автор идеи — Саша Грэхэм, художник — Мирко Пьерфедеричи.
Персона Саши Грэхэм заслуживает отдельной ремарки: в Отечестве дело до моды на гламурных, но при этом адекватных тарологов ещё не дошло. Цитата про Сашу:
Получив степень бакалавра в области литературы и религии в Колледже Хантера, Саша начала свою частную практику чтения на Таро. Она быстро стала популярным тарологом в модных кругах и СМИ, став основным продуктом Fashion’s Night Out и обслуживая клиентов, включая Burt’s Bees, M. Missoni и Christian Louboutin. Саша и её книги о таро были представлены в документальных фильмах и в средствах массовой информации, таких как Sirius XM Radio, The Wall Street Journal, The Daily News, и появились на обложке журнала New York Business. Она регулярно появлялась в качестве гостя в утренних новостях канала WPIX Channel 11, делая расклады по темам поп-культуры и знаменитостям.
У нас до таких высот — а это, блин, высота по сравнению с жуткими отечественными шизотерическими телетрансляциями, где сидят угашенные тётьки с дремучими пугачками, тиражирующие весь мрак и ужас «неадекватного Таро», — ещё очень долго карабкаться.
Итак, Саша придумала, Мирко нарисовал, LoScarabeo издал.
Качество, размер, всё прочее — стандартно для скарабеевских колод. На коробке продублированы нулевой аркан (Дурочка в вечернем платье) и Король Жезлов (огонь мужчина с безвольно свисающей красоткой на руках). Из двух дополнительных карт одна с двух сторон рекламная, другая ещё раз дублирует нулевой аркан, но с надписью — названием колоды на английском. Таким образом, для желающих в колоде могут быть две Дурочки.
Сами карты безрамочные. Это создаёт в раскладе интересные эффекты (на безрамочных колодах порой получаются удивительные мультики))) Подписей нет, только номера арканов и символы мастей. Рубашка симметричная, что даёт использующим перевёрнутые положения карт практикам полное моральное право крутить арканы как угодно.
В МБК поименованы/описаны изображённые на картах персонажи (Привратник, Садовник, Хозяин и Хозяйка дома, Приор-священник, колдуны-ангелы-вампиры-демоны), пространства (Подвал Дома, например) и сцены (вбивание осинового кола в модельную грудь невесты-вампирши, очень драматично) и даны краткие значения арканов. Присутствует довольно содержательное и без пафосной пурги о сермяжном египетском происхождении Таро вступление. Колода Таро обозначается как книга с постоянно изменяющимся порядком страниц (люблю этот образ) и как зеркало. Есть пара слов о проекциях (в смысле проективной работы с картами). Мне очень понравился пассаж, связывающий «дремучее наследство» с современными подходами к Таро, цитирую:
Используем мы Таро для гадания, как это было принято последние сотни лет, или применяем Таро для расширения своих возможностей, как это стало популярным сейчас, следует обращаться не только к смыслу, но и к образам карт, как к зеркалу, отражающему нас самих и наши жизненные ситуации. Мы заполняем карты личным опытом, содержанием и пониманием.
Йес, отлично. Плюс лично от меня за упоминание эпохи хиппи — 1960-70-х годов, когда «в американское общество вошли эзотерические идеи Востока, принеся с собой новые способы мышления эры Водолея». Ну, и исключительная прелесть — упоминание этой эпохи в контексте борьбы женщин за равные права «со своими коллегами-мужчинами». И с этой же борьбой связывается тогдашний всплеск популярности готических романов, главной героиней которых была «лихая красотка», решительно входившая в любой жуткий дом и разбиравшаяся там со всеми квестами и гостами — «аллегория сильной женщины, которая побеждает то, что находится за стенами старого дома и внутри неё самой».
В общем, «вы кинозвезда своего триллера, героиня своего романа».
Изобразительный ряд колоды действительно очень кинематографичный и с красивостями. И даже у бесчувственной героини грудь (и правая, и левая))) продолжает красиво вздыматься в выгодном ракурсе, а лилейная рука свисает хоть и безжизненно, но очень художественно.
Самый лобовой и прямолинейный способ применения этой колоды — записать её в «тёмные» для, скажем, диагностики магических воздействий и энергетического неблагополучия. И гонять чертей в своё удовольствие.
Мне больше нравится думать об этой колоде как инструменте самоисследования и работы с пугающим/нераспознанным внутренним содержимым. На самом деле она ни фига не вульгарно-тёмная (несмотря на привидения в названии, эпизод экзорцизма, куколку-вольта и сцену протыкания вампирши осиновым колом). «Дом с привидениями» — простая аналогия внутреннего пространства человека, в котором нужно навести порядок, с обитателями которого нужно познакомиться и установить контакт.
По поводу пути Героини. Он как бы не совсем то, что путь Героя, прописанный Джозефом Кэмпбеллом. Есть идея о том, что путь мужской инициации и путь женской инициации — не одно и то же, людьми разной гендерной принадлежности (я намеренно тут не привязываюсь к биологическому полу, а говорю о гендере как социальной характеристике, потому что, как мне думается, не всё так однозначно, по нынешним-то переходным временам))) движут разные мотивы, ценности и устремления. Траектория движения Героя — линия/луч, траектория движения Героини — концентрические окружности/спираль. Есть одноимённая книжка Морин Мёрдок — юнгианки-пулемётчицы нового поколения, где особенности пути Героини прописаны с большим количеством примеров. В общем, много чего есть, но я на этом заканчиваю предварительные ласки и перехожу непосредственно к колоде.
Интересно, что Героиня лично присутствует в очень незначительном количестве старших арканов. А именно, она, будучи представленной нам на Шуте (Шутихе? Шутице?))) в следующий раз становится важным действующим лицом только в 5-м аркане, потом в 8-м (и да, это Сила, а Справедливость 11-я). Потом появляется на 14-м, и с этого момента она присутствует уже на всех арканах в качестве центрального действующего лица. С чего такая уверенность, где тут кто? А с того, что в МБК это прописано: Маг, Жрица, Императрица и Император — это другие, не главная героиня. Такое постепенное «проявление» Героини хорошо соотносится с идеей о том, что основные внутренние трансформации начинаются после 12-13-го арканов.
О жути и инфернальщине в ряду старших арканов. На 5-м аркане Иерофант производит обряд экзорцизма над героиней. Сцена изображена «от первого лица» — от лица героини (то есть получается, что обряд экзорцизма как бы производится, неловко сказать, над кверентом))) Очень мощный изобразительный ход — втягивание наблюдателя внутрь сцены.
Другие мои фавориты по жути — пара 11 Справедливость и 5 Мечей. И там, и там — обслуга дома, его молчаливая механика, люди, которые умеют послушно и тихо творить страшные вещи.
Глядя на это дело, я по-новому задумалась над понятием «законопослушный», вообще над понятием послушания, связанным с понятием правосудия. Если Справедливость — отлаженный и сбалансированный (балансировка, выравнивание, adjustment, привет от Кроули) коллектив обслуги, то 5 Мечей с теми же персонажами в форменных фартуках — это вывернутое Правосудие, сумасшедший и безжалостный распорядитель, военный трибунал, революционная «тройка», не имеющая в своём арсенале амнистий, а только расстрелы как обычную меру наказания за любую провинность, без полутонов.
Что ещё до интересных моментов, то Влюблённые тут отсылают к опыту «подглядывания» — возможно, даже не взрослому, а детскому. Интересно, что в колоде вообще мало любовной темы (и хорошо, пусть ничто не отвлекает от самоисследования))) Нетривиальная Колесница: лимузин подан, с водителем; куда изволите? (Ещё одно «чего изволите» будет на 9 Чаш). Крайне ресурсная и глубокая Сила — на которой нет укрощаемого льва, а сцена карты заключается в том, что героиня смотрит на себя в зеркало: ты сила, и ты лев. Грандиозное Колесо, которое, по легенде колоды, располагается в подвале дома.
И тут процитирую любимую книжку Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где было очень похожее колесо:
Институт не зависел от городских источников энергии. Вместо этого, после уточнения принципа детерминизма, решено было использовать хорошо известное Колесо Фортуны как источник даровой механической энергии. Над цементным полом зала возвышался только небольшой участок блестящего отполированного обода гигантского колеса, ось вращения которого лежала где-то в бесконечности, отчего обод выглядел просто лентой конвейера, выходящей из одной стены и уходящей в другую. Одно время было модно защищать диссертации на уточнении радиуса кривизны Колеса Фортуны, но поскольку все эти диссертации давали результат с крайне невысокой точностью, до десяти мегапарсеков, Учёный совет института принял решение прекратить рассмотрение диссертационных работ на эту тему вплоть до того времени, когда создание трансгалактических средств сообщения позволит рассчитывать на существенное повышение точности.
Отличный Повешенный, в которого зашита смысловая неоднозначность, всё ровно по смыслу аркана: он представляет собой висящий… скелет, который таролог, скорее всего, ожидает увидеть на следующем, 13-м аркане. На 13-м аркане — демонический совершенно, в сексапильном женском обличье, ангел смерти. Умеренность после этого — как маленькое затишье в буре сюжета))) На Дьяволе — натурально что-то мрачное, с рогами и цепями, и эта карта по ощущениям где-то рядом с Иерофантом. Всё логично — они и должны быть как минимум равны по силе, чтобы тягаться друг с другом))) Крайне внезапная Луна, трактующаяся как «путь домой». В этом с точки зрения дома как внутреннего пространства личности есть интересная логика (и два красивых добермана))) Солнце — просто красивое (и с подсолнухами). В кульминационном моменте Суда Героиня выносит с кладбища девочку, восставшие из могил мертвецы наблюдают за этим шествием. Над этим паноптикумом чем-то занимается заря. Мир очень знаменателен в смысле дома как внутреннего пространства личности: на 21-м аркане изображена довольная героиня, держащая в руках здоровенный ключ. По всем законам жанра за окнами белый день (и только хитрый блеск в глазах героини заставляет предположить, что у фильма будет вторая часть)))
Что касается младших арканов. Именно жути, на мой вкус, много в Пентаклях и Мечах. Любопытно, что обе масти — «рациональные», и с этой точки зрения присутствие жути именно в них выглядит закономерным: разум способен создавать поистине страшные вещи. «Это бяка-закаляка кусачая, я сама из головы её выдумала. Я её боюсь!»
Про Пентакли: 2 Пентаклей — шикарные Близнецы (подобное прочтение аркана встречается ещё в колоде Береники «Элизиум снов и теней», но тут близнецы куда более инфернальненькие: «Поиграй с нами». Ой, мамочки).
Нетривиальная 3 Пентаклей — «прими помощь, чтобы справиться с раздвоением (после таких близнецов-то да) и наладить хоть какой-то процесс оборота ресурса». Ещё более нетривиальная 4 Пентаклей — «Кукла», вольт, прижимающий к тряпичной груди монетку. 5 Пентаклей — «Метель» с кишащими у земли сиреневыми спрутами. 6 Пентаклей, которая раздаёт монетки-пентакли крысам в мрачноватом подвале… В общем, полная красота. Единственное, с чем не могу согласиться, — так это с трактовкой Девятки Пентаклей как «наследства» — всё-таки это больше относится к Десятке. Десятка, кстати, тоже шикарная — подающая как раз тему наследования через тему «Книги жизни». И с прямой визуальной цитатой из Уэйта: его Десятка Пентаклей изображена как раз на обложке.
Кстати, визуальные цитаты из Уэйта встречаются в 9 Чаш (целиком аркан) и в витражах 3 и 5 Пентаклей. Подобный приём мне встречался ещё в Urban Tarot Робина Скотта, которое ближе к Кроули, но цитирует при этом Уэйта (-:
Про Мечи: страшненький Туз — лезвие занесено ровно над запястьем. В 3 Мечей, как я уже писала выше, происходит «пригвождение» невесты-вампирши осиновым колом (прости, дорогая, но ты вампир, и всё, что я в тебя воткну, — это осиновый кол). В 4 Мечей из-под кровати к спящей барышне тянутся прекрасные чёрные ручки, много; про 5 Мечей уже была речь — они очень дружат с Правосудием; в 6 Мечей всё блистает молниями и, судя по молниям, грохочет… Карты с 8 по 10 (как и Двойка) абсолютно классические, даже композиционно они повторяют рисовку уэйтовской колоды.
Про Кубки: на 4 Кубков изображена традиционно скучающая (чего хочу не знаю чего знаю не хочу) героиня и так же традиционно протягивающаяся рука с кубком. Прелесть в том, что эта рука принадлежит скелету и протягивается из-за спинки кресла, в котором сидит героиня. На 5 Кубков ВСЕ кубки полны, ни один не опрокинут, зато у героини — опрокинутое лицо. 6 Чаш очень явно видится здесь именно как «Я-большая и Я-маленькая» — как тема внутреннего ребёнка, контакта с собой-ребёнком, и заставляет задуматься над вопросами: а гордилась бы Я-маленькая собой-взрослой? А как вообще себя чувствует моё маленькое Я?
Масть Жезлов — просто огонь, костёр и факел. Карты реально очень огненные, и в них очень много динамики, противостояния, борьбы. Тут всё время происходит что-то такое, и все в плащах и масках (намёк на социальные — на уровне масок — взаимодействия?). 2 Жезлов, нарисованная «от первого лица», представляет собой сцену гадания на доске Уиджа. На 8 Жезлов все горящие палки летят прямо в зрителя: это, видимо, героиня/кверент встречает лицом к лицу поток событий. И да, не самая традиционная 10 Жезлов — героиня горит на костре на манер орлеанской девы.
Ещё раз про МБК и её трактовки младших арканов — мне очень понравились некоторые значения, позволяющие расширить синонимический ряд и добавить нюансировки к пониманию аркана (например, «ускользание» применительно к 7 Мечей и «отвыкание» применительно к 4 Мечей; «закоулки памяти», «выбор» и «прогресс» применительно к 6, 7, 8 Чаш соответственно; «коридор» и «транзит» применительно к 6 Мечей; «опьянение» и «поглощение» применительно к 3 Чаш).
Двор равновесный — пажи тут девочки. Дворовая компания каждой масти представлена персонами, принадлежащими к одному «цеху» или к одному классу существ: вампиры огня (Жезлы), ангелы воды (Кубки), демоны воздуха (Мечи), ведьмы/колдуны земли (Пентакли). Совершенно прекрасны Королева Пентаклей и Король Жезлов. Пажи, на мой визуальный вкус, немного подгуляли — их хотелось бы видеть более тщательно прорисованными, но.. это же Пажи, «зародыши» и потенциалы, так что это даже уместно)
Ну, и до кучи — расклад «Я иду в дом», который я сконструировала, восполняя пробел отсутствия расклада в МБК (-: По задумке, он годится для любых ситуаций «на пороге» — когда героиня ещё только думает ввязаться в некую авантюру (или уже чувствует, что куда-то вляпывается помимо своей воли)))
- Я. Что я за героиня, какая я.
- Дом. Какая ситуация в моей жизни сейчас меня притягивает, в какую сторону я смотрю и уже почти готова сделать первый шаг «к дому»?
- Приглашение. Что (какие мотивы, ожидания, побуждения, идеи) заставляет меня идти туда?
- Самое страшное (сложное, неприятное, проблемное), что я могу встретить в доме.
- Самое прекрасное (приятное, приемлемое, полезное), что я могу встретить в доме.
- Что (какая сфера жизни, какой процесс, какие представления) изменится больше всего, если я войду в дом.
- Какими будут эти изменения.
Наслаждайтесь (-:
Полная галерея колоды на РозеМира: http://www.rozamira-tarot.ru/galeria/albom-tarot-of-the-haunted-house-taro-dom-s-privideniyami.html.
Текст впервые опубликован: https://vk.com/@verbatarot-tarot-of-haunted-house-idi-v-dom-detka.