Vice versa Tarot: а если всё наоборот?

Что, если всё вообще не так?

Умение видеть альтернативу и в принципе признавать её возможность — признак цивилизованного ума (-: Чем больше альтернативных версий одного и того же вмещает ум, тем он цивилизованней. С этой точки зрения Vice versa Tarot — весьма «цивилизованная»: как написано в аннотации к колоде, там не 78, а 156 карт.

Потому что задействованы обе стороны.

На самом деле странно, что этот очевидный приём не слишком широко используется в колодоиздательстве: можно вспомнить Таро Заповедного Леса Лючии Маттиоли (раз заметка, два заметка) и совсем недавний и очень авторский modernmagicoracle от Лиды Павловой. И на этом, кажется, всё.

Vice versa Tarot была выпущена издательством Аввалон-Ло Скарабео в 2017 году. Авторы колоды — Massimiliano Filadoro и Lunaea Weatherstone, художник Davide Corsi. Это kit — набор колода+книга в твёрдой коробке с магнитной застёжкой. На коробке частичная ламинация (это красиво, я люблю такие обложки — не когда всё сияет и страшно потрогать, потому что останутся следы, а когда только отдельные элементы рисунка глянцевые).

Внутри книжка с цветными иллюстрациями (старшие арканы изображены полномасштабно, на страничку, и с обеих сторон, младшие — поскромнее, но все изображения карт в книжке есть, всего в книжке 160 страниц). Колода находится в картонной нише, откуда её можно извлечь с помощью ленточки. Отдельной коробки по размеру самой колоды нет (и в связи с пристрастием некоторых издательств к таким форматам выпуска колод мне больше некуда их ставить)))

Про книжку добавлю: это полноценное руководство по работе с колодой, не МБК, а БЦК (большая цветная книжечка). Больше меня поразила только книжка к колоде Таро Апокалипсиса (та, чтобы не соврать, страниц на 500 и выполнена в твёрдом переплёте)))

Книга очень качественная и по исполнению (цветные иллюстрации, мелованная бумага), и по содержанию: взвешенное вводное слово (за фразу «Таро — это исследовательская работа на всю жизнь» я готова обниматься с авторами и заодно я радуюсь, как удачно выбрала себе занятие), предложение поразмыслить над оппозициями, которые являются сквозной темой колоды, и ёмкое описание изображения карты — с вниманием к символам, изображённым на ней. В конце книги бонус — словарик символических значений предметов, изображённых на картах. Толковательные значения местами довольно пространные, но этого вполне достаточно: во-первых, Уэйта и так понятно, как читать, во-вторых, если непонятно — литературы достаточно, в-третьих — колода носит этакий мистериальный характер, потому и интерпретации предлагаются мистериальные, с точки зрения путешествия духа).

Сами карты — глянцевые, блестят. Рамок нет, есть однотонная плашка внизу с номером и символом масти, надписей буквами на картах нет.

Всё vice-versa заключается в том, что у колоды нет рубашки: с обеих сторон карты изображения. Аркан — вид спереди и аркан — вид сзади. Точнее, с другой стороны. Это двустороннее прочтение Уэйта. Итого в этой колоде 78 карт и 56 изображений. «Уточнить», какая перед тобой сторона, если используешь колоду «на обе стороны», можно по расположению декоративного элемента: на лицевой стороне карты завитушка справа, на оборотной — слева.

По поводу прочтений Уэйта: Таро Нью Вижн, Таро До Того (Before Tarot), Таро Последствий (After Tarot), Таро Между (ещё не вышло)… У коллег-тарологов в объявлениях о продаже колод видела прекрасное — самопечатный экземпляр с классическим Уэйтом на одной стороне и Нью Вижн — на другой.

То есть идея Vice versa как бы не совсем новая, но и не совсем вторичная — такой сплав всех предыдущих попыток посмотреть на традиционные уэйтовские фигуры с разных сторон.

Художник колоды — Davide Corsi (Дэвид Корзи). Ему же принадлежат Таро Универсальный Ключ и Таро Призраков. Это такое красивое и правильное 3D, что поначалу казалось мне чересчур правильным и рафинированным. Но здесь манера чуть иная: местами более лапидарная, местами по 3D идёт тонкая паутинная проработка линиями (и масть Чаш вот прямо очень красиво так прорисована).

Моя личная карта-фаворит (из серии «замереть перед красотой») — 4 Чаш с обратной стороны.

Как эту оборотную сторону использовать? Можно случайным порядком: на все четыре стороны. Хорошенько перемешать колоду так, чтобы карты легли разными сторонами, а часть перевернулась вверх ногами, и выкладывать в расклад. Удобнее заранее определиться, какой смысл придавать прямым и оборотным значениям и как читать прямые и перевёрнутые карты. Например, параметру «прямая/перевёрнутая» можно придать смысл «явно выраженное/скрыто присутствующее», а саму карту читать по системе+нюансы прямого или оборотного изображения.

Я попробовала поступить так с Vice versa, но в Таро Заповедного Леса эта схема работает более выразительно и ёмко. Поэтому другой вариант — переворачивать расклад целиком. Для этого используем колоду так: выкладываем расклад «на лицо» (колода должна быть для этого уложена «в одну сторону», оборотные значения как бы исполняют роль рубашки), читаем его вполне себе по Уэйту, каковым колода и является, а уже потом переворачиваем все карты и читаем расклад с оборотной стороны — добавляя нюансов и подробностей.

В общем, всё читаемо, понятно и не без изыска. Добавлю кое-что по отдельным арканам. Вот ещё мои симпатии (и я испытываю благодарность к колодам, которые вдруг позволяют полюбить не самые любимые арканы))): Рыцарь, Королева и 7 Пентаклей.

Колода хороша как методическое пособие — для поразмыслить над арканами, порасширять границы привычного восприятия сюжета. Некоторые повороты особенно хороши.

Например, если посмотреть на Смерть и на Суд «с оборотной стороны», может выясниться, что ни смерти, ни суда нет:

Или вот — Маг и Колесо.

Лев, обычно укрощаемый на Силе, появляется ещё на Умеренности: он где-то там, за спиной умиротворённо переливающего водичку ангела. А Дьявол, обычно занимающий своё почётное 15-е место, засвечивается ещё и на обороте Силы.

Прекрасно «выворачивается» Семёрка Чаш: с другой стороны прекрасно видно, что персонаж карты очарован пустотой и из-за этого совершенно неспособен воспринимать действительность (о эти белые глаза).

Изрядно позабавила тема балконов: там на 6 и 9 Чаш, а также на 2 Пентаклей находятся наблюдатели. И тема статуэтки — своеобразной «эмблемы» масти Чаш.

А вот Повешенный в Нью Вижн, например, был решён несколько иначе — там перед ним стояла целая гневная толпа («распни его, распни»), а он невозмутимо свисал, разглядывая эти перекошенные рожи. И тот вариант лично мне кажется более радикальным — и напоминающим о смысле 12 аркана как «наказания». Он исторически и был наказанием, казнью, это в эпоху нью-эйджа фокус чтения карты сместился в сторону духовных трактовок. Хотя в Вице-верса, если подсмотреть в книгу, тоже есть интересный поворот — поясняется, что вот эти двое, стоящие у места казни и смотрящие на Повешенного, — ученики Иерофанта с пятого аркана.

5 Пентаклей я крутила так и сяк (в случае с этой колодой буквально), поначалу слабо понимая, что к чему, но потом пришла к выводу о том, что эта иллюстрация «кому щи жидки, а кому жемчуг мелок»)))

Хорошие темы есть на Солнце, 9 Жезлов, 5 Мечей, 10 Мечей. На некоторых картах изменения кажутся минимальными, но если копать в символику — а почему это вот здесь нарисовано вот так и что это значит — то смысл обнаруживается. И многие «оборотные смыслы», несмотря на то, что в общем это вполне себе Уэйт, расширяют поле карты, а главное — приучают быть внимательн_ой к деталям изображения.

«Фигурные» старшие арканы (Жрица, Императрица, Император, Иерофант) с оборотной стороны выглядят выставкой мебели, но там тоже есть что поизучать. Так, у Иерофанта за спинкой кресла обнаруживается младенец с ключом, фигурка палеолитической Венеры и разрезанное пополам яблоко, а на спинке его кресла нарисован магический пентакль с символами планет и мастей Таро (не сильна в магических пентаклях: такой вообще есть или это художественная фантазия?); у Правосудия за спинкой кресла — меч и весы (очевидно, запасные, потому что другую пару реквизита Фемида держит в руках). Очень радуюсь черепу за троном Императрицы — вот прямо круто, что он там; ну и буква Далет тоже там, на спинке; у Императора куб и факел, у Жрицы — две чаши с синим и красным сиянием, бассейн с водой и два ключа — серебряный и золотой — на подушечке (те же ключи будут у Жреца напоказ)… На спинке её трона — символ Исиды.

Вообще символики — астрологической, каббалистической, египетской — много. Есть даже руна — Райдо, на Колеснице, конечно же, и седьмой аркан с оборота хорош: дорога осыпается, открывая там, где только что проехали колёса, лиловую бездну. Есть змеи, яйца, египетские боги (Маат, Ра, Амат-пожирательница), гексаграмма как символ алхимического брака, созвездия… Короче говоря, даже кустики с цветами следует рассматривать внимательно — ибо, к примеру за троном Императрицы растут асфодели, в которых символики напихано под завязку. И в этом, опять же, большая методическая ценность: на такой колоде можно воспитывать привычку изучать изображение карты в мелочах и составлять свой собственный симболариум (-:

И пока я рассматривала эти арканы со всех сторон, я сформулировала главную фишку этой колоды: стереоскопичность. Вот эти «путешествия» персонажей старших арканов по позициям — когда Дьявол заглядывает в восьмой аркан, а Маг встаёт перед Колесом — создают ощущение стереоскопичности, нелинейности, единого проницаемого пространства, в котором свободно перемещаются и действуют фигуры. Мы-то привыкли, что линейка старших арканов — это линейка, последовательное превращение Героя, этапы пути, а здесь наглядно демонстрируется, что всё не так уж линейно, бывают и петли, и предвестия, и присутствие будущего в настоящем (как в случае с Дьяволом на Силе, например). Это в хорошем смысле 3D-колода — объёмная, и за счёт этих связей-перемещений дополнительно прошитая, «простёганная», с богатыми разветвлёнными структурными внутренними взаимосвязями.

благодарю издательство Аввалон-Ло Скарабео за возможность трогать, рассматривать, проникаться, подготовить этот обзор.

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.