Angelic Oracle — Ангельский Оракул авторов Valeria Menozzi, Rossano Stefanin — новинка 2019 года от Аввалон—ЛоСкарабео.
Никогда бы не подумала, что, но вот: Ангельский оракул претендует на звание самой внезапной колоды, оказавшейся у меня в руках в 2019-м (-: (мы не договаривались, я не знала, оно само).
Об ангелах я знаю немного и в основном понаслышке.
- Я знаю, что когда все вдруг замолчали, — это «тихий ангел пролетел».
- Однажды мой папа сказал: «Мой ангел покинул меня, а сегодня он вернулся», — таким образом, я знаю, что ангелы могут отлучиться (и в это время с человеком может твориться странное). Вроде как ангелы — это руки Господни (скажем, ангел-хранитель — вот он, берегущий человека на его жизненных путях, пока бог занят своими серьёзными делами и не может присматривать за всеми подряд).
- Ангел-хранитель — вообще довольно обаятельный и распространённый образ (наверное, любой хотя бы раз помянул своего ангела-хранителя). Я нежно люблю такую притчу: сидят, значит, человек и его ангел-хранитель, рассматривают карту жизненного пути. И везде тянутся две цепочки следов: одна — человека, другая — ангела. Рассматривают, вспоминают, и тут вдруг человек говорит: что ты за ангел такой, вот тут у меня такая жопа была в жизни, я думал, сдохну! а цепочка следов — только одна! ангел, ты где был вообще, почему ты меня бросил в этих жутких обстоятельствах? Дурачок, говорит ангел, тут я тебя на руках нёс. Я вот прямо замираю, как вспомню эту историю.
- Предполагаю, что у ангелов мягкие крылья, хз почему.
- Ангел Габриэля Гарсиа Маркеса — «старый-престарый сеньор с огромными крыльями», довольно грязный и задрипанный: «Оба рассматривали упавшее тело с молчаливым ужасом. Одет он был как старьёвщик. Несколько бесцветных прядей едва прикрывали лысый череп, зубов почти не было… Большие петушиные крылья, грязные и сильно облезшие, навсегда увязли в топкой грязи… Они заговорили с ним, и он ответил на непонятном им языке, голосом, какой бывает у моряков… Они позвали соседку, знавшую всё о жизни и смерти, чтобы та взглянула на него, и ей достаточно было одного взгляда, чтобы избавить их от ошибки: «Это ангел, — сказала она им. — Я уверена — он летел за ребёнком, но бедняга так стар, что его сбило дождём».
- Я никогда не имела дела с ангельским наследием добродетельной Дорин и ни с одним из Ангелариев. Разве что в начале своей практики в 2015 году одно время работала с колодой Таро ангелов-хранителей.
- Мои познания в родословии ангелов — никакие, в субординации этих персонажей — аналогично (знаю только, что архангел старше ангела)))
В общем, взгляд мой на тему ангелов и на эту колоду совершенно незамутнённый и непредвзятый. Да и сама колода такая же: акварельные рисунки, выполненные довольно небрежно — не в смысле «плохо», а в смысле набросочного стиля (это, скажем, не те акварели, что мы видели в каком-нибудь Shadowscapes). Знать наперечёт Разиэлей, Уриэлей и Габриэлей необязательно: имена ангелов не упоминаются, из надписей на картах — лишь одно слово Bereshit на первой карте, а в книжечке к колоде упоминается лишь Люцифер — но на равных правах с Икаром, дерзнувшим взлететь к солнцу.
Ещё пара слов за ангелов и как можно работать с темой каких-то существ (ангелов, вампиров, зомби, атлантов — не суть важно), не являясь доктором ангелических (вампирских, зомбических, атлантических) наук. Ангелы для меня — это всё по выше перечисленным пунктам плюс — квинтэссенция, концентрация какого-то смысла. В некотором роде — идея. Фигура «крылатого Я».
Я, которое может летать, что бы это ни значило.
Поскольку ангелы бывают разные (не только хранители и не только «Мария, ты несёшь во чреве») — это Я, обладающее некой функцией, или предназначением. Так что тема ангелов для меня — тема предназначения (широко, жизненного предназначения), тема функции (того же предназначения, но уже — в рамках отдельной ситуации) и тема личного максимума (крылья). (А попадание в предназначение — это то, что окрыляет.)
То есть: в ангелов как в по(ту)сторонние силы с крыльями я не верю, а как в «личные крылья» — да. И мы пошли наконец-то в колоду.
Карты оракула — крупные, по формату похожие на маленькую открытку. В комплекте книжечка — на мелованной бумаге и на пяти языках, все переводы подробные (а не как обычно, когда на русском по принципу «краткость — с.т.»). Всё это дело, уже традиционно для ЛоСкарабеевских оракулов, упаковано в плотную коробку с отдельной крышкой. Коробка и обложка книжечки, а также рубашка карт — чистые небеса, облакитные с белым пухом. Внутренности коробки уже без облачков, чисто-голубые, и великолепно лазоревого цвета ленточка, чтобы было удобно всё это извлечь. В таком же оформлении — коробка с ленточкой, брошюрочка и более крупные, чем в обычной колоде Таро, карты, — уже выходили Faery Oracle (по Рэкхему) и Dark Mirror Oracle (а вот тут мой обзор на него).
Книжечка во первых строках говорит о том, что оракул этот может помочь испытать опыт ангельского присутствия и помощи в нашей жизни. Далее следует бальзамическое (для меня лично, в связи с полной неосведомлённостью относительно ангелической темы) уточнение о том, что этот оракул не основан ни на какой религиозной системе и вообще какой-либо системе верований (то есть действительно не надо штудировать талмуды, ура, швабода понимать!). Как чувствуешь «ангельское присутствие», так и правильно. И это принципиально очень симпатичный (и очень метафорически-проективный) подход.
Об этой метафоричности дальше прямо говорится в тексте книжечки: «Если вы обсудите с другими людьми, какие чувства у них вызывает та или иная карта, вы обнаружите, что их чувства могут отличаться от ваших». Это потому, что «каждый из нас уникален (ок) и по-своему воспринимает ангелические энергии» (хм, я привыкла понимать это по-другому, через понятие проекции, ну да ладно). В общем, эти карты позволительно читать в стиле «что вижу, то пою», или как метафорические (и тут есть некоторая разница в использовании и трактовке по сравнению с мантическим подходом).
Карт в колоде 32. Они пронумерованы арабскими цифрами на фигурной бирюзовой плашке внизу карты.
Для знакомства рекомендуется медленно перебрать карты и рассмотреть их. Я сразу собрала для себя пул привлекательных карт, и там, как обычно, дичь: узник в кандалах, воины в раже битвы и вообще какие-то критические моменты (как раз из тех, когда «а тут я тебя на руках нёс»). Очевидно «позитивные» и светлые сюжеты с ангелочком, благословляющим влюблённую парочку, мне откликаются меньше.
В книжечке есть опорные подсказки для интуитивного толкования. Например, цвета ангельских одежд.
Белый — самый чистый, маркирующий наибольшую близость «к Источнику», задача этих ангелов в белых халатах — помогать душе развиваться и расти. Это чисто духовный план (то есть высший уровень, какую пирамиду потребностей ни возьми). Общение с ними происходит через сны, молитвы и медитации.
Голубой — униформа ангелов, которые апеллируют и к разуму, и к сердцу и учат находить качественный баланс между тем и этим. За осознанием и гармонией — это, наверное, сюда.
Одетые в красное ангелы обладают способностью вторгаться, вмешиваться в человеческие жизни.
И ангелы, облачённые в одежды цвета земли, работают с физическими телами, а также способны обнаруживать своё присутствие в реальном мире и воздействовать на него. Это можно почувствовать, говорят авторы книжечки. Эти ангелы действуют на земле руками людей.
Напомню, карт 32. Номер 1 — Ангел Начала. У него свиток со словом Bereshit (что таки значит Книга Бытия) и особым образом расставленные пальцы: мизинец символизирует связь с божественным (антенна, улавливающая сигналы), указательный палец устремлён прямо в мозг (через ладонь, таким образом, осуществляется коммуникация между головой и миром). Свет Знания, божественная воля, восход солнца, пробуждающий всё к жизни и действию. Орнамент на его одёже напоминает небольшие дверки: путей и возможностей много. И да, он в белом. (Здесь я вольно пересказываю описание карты, и можно понять, что оно достаточно вдумчиво проходится по всем символам на карте).
Номер 2: Ангел Знания. В описании свидетельства лояльности к разным религиям: упоминается Дхарма и Колесо года. Книга на коленях и черпание мудрости из наблюдения за ходом вещей.
Номер 3: Ангел-Посланник, сцена Благовещения. Присутствует лилия.
Номер 4: Ангел Семьи (что в этой семье случилось, не знаю, что родители так за голову схватились).
Номер 5: Ангел Веры. Номер 6: Ангел Любви. (коллеги-тарологи, вы чувствуете что-то?) Номер 7: Ангел Победы.(а теперь?) Номер 8: Ангел Правосудия. (это ангелы по системе Кроули, потому что Правосудие восьмое))) Номер 9: Ангел Милосердия. Номер 10: Ангел Удачи. Номер 11: Ангел Силы (в оригинале — Will, что скорее воля; и да, он в красном, потому что Сила — про витальность тоже). Номер 12: Ангел Врачевания (Medicine). Номер 13 (о прекрасном в позитив): Ангел Потустороннего Мира (посмертия, Afterlife; загробная повитуха).
Номер 14: Ангел Умеренности (Moderation). Ангел-модератор. Номер 15: Падший Ангел (Гордыня!). Номер 16: Ангел-хранитель. Это как раз тот, который на руках носит в соответствующие моменты жизни (когда полная жопа Башня). Номер 17: Ангел Надежды. Номер 18: Ангел Благоразумия (Prudence) (мог бы быть ангел помрачения рассудка, но ангелы-вредители тут, судя и по предыдущим интерпретациям арканных смыслов, не рассматриваются, и самой трагической фигурой остаётся только ангел №15, Люцифер, который нёс свет, но нарушил субординацию, за что его и загасили). Номер 19: Ангел Благодати (Grace). Номер 20: Ангел Битвы. Номер 21: Ангелы Молитвы (сразу три).
Не совсем и абсолютно буквальное следование «ступеням Таро», но мотивчик прослеживается. Причём я бы сказала, что ангел номер 1 соответствует нулевому аркану, а фигуры Мага и Жрицы здесь сливаются в одну, поэтому дальше, начиная с третьего номера со сценой благовещения (тема материнства — тема Императрицы), нумерация не сбивается и идёт точно по канону Кроули.
Дальше есть ещё 11 карт: Преданность, Свобода, Прощение, Пробуждение, Вдохновение, Мир, Воспоминания, Гармония, Благодарность, Откровение (вся компания вместе на конях Апокалипсиса) и Суд.
Всё это дело предлагается использовать как инструмент для вдохновения или для гадания (или любым другим способом, которым ещё можно использовать карты).
Расклад из книжечки, который предлагается совершить с участием ангелов, — простой, на три карты: слева — личная энергия, справа энергия внешней среды, а в центре — помощь, энергия, которая нужна для гармонизации вашего мира (я бы, как любитель сначала понять, с чем мы имеем дело, прежде чем гармонизировать это, вытащила бы ещё одну — какие крыла простираются над этим взаимодействием сейчас))) Вот мой расклад: моя тема — Победа (7), тема «среды» — Молитва (21), а помощь предлагается в виде Битвы (20).
Другие варианты ограничиваются только собственной фантазией: можно смотреть ангела-хранителя и ангела-вредителя (какая энергия сейчас помогает и поддерживает, а какая только заводит в дебри)…
Можно задаваться сложными вопросами духовного руководства и наставничества,
можно делать «полевые» диагностические расклады, ставя фигуры ангелов в поле своих отношений (моя бабушка — ангел милосердия, моя мама — ангел битвы, а я просто пописать вышла),
можно рассматривать вопросы предназначения. И тут ещё раз подчеркну, что про предназначение я говорю не как про фатальную предопределённость, а как про инструментальную характеристику. В этом смысле предназначение — именно функция, та встроенная стратегия, которой человек владеет по умолчанию, его лучший способ действовать. Это уникальная черта, которую важно распознать, — чтобы не уйти в сторону и не пытаться добиться выдающихся результатов несвойственными для себя методами. Например: 15 ангел как предназначение (это наиболее сложная карта и наиболее близкая к теневым смыслам — тогда как все прочие ангелы вполне позитивны) — это «действовать, подвергая сомнению авторитеты, иметь смелость встать выше высокого, нащупать ступеньку там, где лестница уже закончилась». 13 ангел как предназначение — «приветствовать на пороге», и так далее. Всадники Апокалипсиса как предназначение — ооо, это открывает широкий простор для толкования.
У меня не такой большой опыт работы с оракулами, но думаю, что в коротких раскладах на 2-3 карт эти крылатые граждане могут кой-чего порассказать. За сим под шелест ангельских крыл отбываю, всем добрых хранителей.
За возможность подготовить обзор благодарю издательство Аввалон-ЛоСкарабео, без которого эта штука не попала бы мне в руки и не извлекла бы меня совершенно неожиданно из череды бесконечных дел в занимательное пространство.