Tarot of Unknown Shadows: Коллаж архивариуса

Я, признаться, питаю некоторую слабость к старым фото. Вообще чтобы меня занять, мне можно просто дать старую фотографию, можно совершенно чужих людей, можно без всяких пояснений, и я буду думать и чувствовать над нею. Почему-то мне в этих затёртых снимках видится что-то невероятно ценное. Наверное, в какой-нибудь прошлой жизни я была архивариусом. Варфоломеей Коробейниковой (-: Хотя так-то, если подумать, рассматривать старые фотографии — это смотреть на мёртвых. Впрочем, в этом тоже что-то есть

Поэтому и на коллажные колоды, собранные из старых фото, я сразу же делаю стойку. Автоматически. И стою в ней, благоговея.

Вот этот экземпляр — Tarot of Unknown Shadows — оказался ещё и весьма нетривиального происхождения.

Колода, сорри за тавто, издана издательством Dark Synevyr. На сайте можно прочитать, что этот publishing house был основан в Одессе. Но сейчас все пути к этому Синевыру, который по факту озеро в Карпатах, ведут в Нью-Йорк (-: И только прочитав про Одессу, я наконец смогла правильно произнести транскрибированное латиницей имя автора этой колоды: Ivan Murlika — это Иван Мурлыка, очевидно (а поначалу я всё норовила поставить ударение на первый слог).

Но особенный трепет на меня навела местная Императрица. Вот она:

Вместе с Миром (-:
У меня так случается, что я влюбляюсь в колоду с одного аркана.
А ещё у этой колоды очень приятная рубашечка. Вроде ничего особенного. Но приятная.
Что касается всего остального, то впечатление неоднозначное (но при этом — трепетное и трогательное, и не только потому что старые фото, а потому что мне очень нравится, когда люди берут и делают).

Есть парочка очевидных косяков — коробка не по размеру колоды (карты в ней болтаются, а при пересылке пакет, очевидно, придавили, — и коробка по уголкам стала в гармошечку). И в младших арканах обнаружились две Шестёрки Мечей, зато ни одной Семёрки, и в общем понятно, что на одной из этих Шестёрок в латинской цифре VI не дописана одна палочка. Но можно пересчитать мечи и определиться, кто из этих двух Шестёрок реально Шестёрка, а кто — на самом деле Семёрка (-:

На мой вкус Мечи в этой колоде самые невнятные — на первый взгляд Девятку от Десятки отличить крайне сложно, и там, и там — бравые мужчины в папахах. И специфические значения арканов уловить тоже сложно: изобразительный ряд довольно монотонный.

Зато в Кубках есть прекрасные находки (две чашкоголовые барышни на Двойке Кубков — это что-то).

Есть несколько дивных персонажей в Пентаклях: добротная такая баба с вёдрами, например (-: И очень красивый лаконичный Туз Пентаклей.

 

Жезлы превратились в зонтики. Вообще, как мне показалось, «круглые» масти — Кубки и Пентакли — удались в этой колоде лучше, чем «длинные».

 

Полноценно сюжетной — в том смысле, чтобы «снять» значение аркана с выбранного фотоизображения — эту колоду назвать сложно. Во-первых, в какой-то степени неизменность визуального материала ограничивает: кадр уж какой есть, такой и есть, можно только более или менее удачно вписать его в поле смыслов аркана. А во-вторых, пока я читала книжечку к колоде — очень маленькую, но ёмкую за счёт крайне убористого шрифта — я испытывала противоречивые чувства. Местами было впечатление, что автор стремился исчерпывающим образом охватить все возможные значения карты — от самых «списочных» до самостоятельно обнаруженных. Отсюда некоторая «непричёсанность» описаний карт, в которых встречаются и внезапные архаические «гадалочьи» перлы (например, «путешествие по воде», «свадьба», «эмиграция», а фигурные карты и вовсе расписаны и в цвете волос, и в семейном статусе — «темноволосый женатый мужчина» detected), и ссылки на то, как «проигрывалась» карта в частных случаях прорицания на колоде, и даже на некие сторонние открытия относительно частных значений карт (-: Я так и не определилась, в какой системе действует и мыслит автор: ряд старших арканов у него начинается с Мага, некоторые карты ощутимо отдают Марселем, источники других значений (откуда ветер дует) я не смогла идентифицировать (возможно, потому, что я не столько прилежный источниковед, сколько вдохновлённый и интуитивный любитель, и здесь, собственно, делюсь своими впечатлениями в меру своего же понимания).

Для сравнения — как ещё может выглядеть коллажная колода на базе старых фотографий: несколько картинок из другой колоды, Stretch Tarot (в которой с базой всё более прозрачно, а арканы меньше похожи один на другой).

Здесь автор более активно использовал дополнительные изобразительные средства — дорисовывал, комбинировал, коллажил что есть сил и даже немножко как будто скрапбукил (-:

Так или иначе — это очень трепетно воспринимается. Чем старше фотография, тем больше в ней драмы (-: Это похоже на хрупких бабочек, приколотых на картонки. Трепещущая жизнь, которую поймали и заставили застыть.

В работу эти колоды просятся крайне редко — под очень специфические запросы. По крайней мере, у меня, с моим трепетным и чутким отношением к этой светописи: я с таким визуальным рядом могу обнаружить глубинную родовую и прошложизненную подоплёку даже там, где это в принципе не нужно, бессмысленно и излишне (-:

Но полюбоваться и подумать о вечном — в любой момент, как есть потребность половить иные временные волны.

Если кому-то это важно — смотреть на старое и думать о вечном, то Tarot of Unknown Shadows есть на сайте издательства и в магазинчике modernmagic, а Stretch Tarot живёт вот тут (и там у автора в аналогичном стиле оракул Ленорман вызревает).

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.