Casual Decks: New Era Elements Tarot

new era elements tarot

Современная колода Таро — с одной стороны, колода, нарисованная современным художником, переосмыслившим традиционные значения Таро с поправкой на ветер эпохи. А с другой — колода, где персонажи — «такие же, как мы». Не в кюлотах, не в турнюрах и не в плащах, не в условном «пространстве души», а в привычном глазу современного (допустим) городского (допустим.. какого ещё? мне кажется, европейского или американского) жителя облике и антураже, насыщенном массой мелких и узнаваемых повседневных деталей. Casual decks, короче. Два этих параметра могут встретиться в одной колоде, а могут и не встретиться.

В New Era Elements Tarot встретились (-:

Я вчера эту колоду рассматривала, хочу немножко и вам показать, как это выглядит. Авторка колоды — Eleonore F. Pieper, Ph.D., известная также как Ellygator (и какого хтонического крокодила имела в виду эта Элли, остаётся только размышляяять; я, конечно, вспоминаю крокодилов в связи с Египтом и Тотом. Потому что хотя в книжечке к колоде и сказано, что авторка взяла и от Уэйта, и от Кроули, последнего там как-то больше).

Занятно, что авторы подобных колод объясняют свою художественную мысль потребностью в том, чтобы сделать инструмент более понятным. Где-то мне даже встретилось слово «демистифицировать». Доктор Элли тоже пишет про то, что ей хотелось «избавить Таро от перегруженности эзотерическим символизмом» (видимо, именно для этого она поместила на карты не названия мастей, а только символы стихий, с которыми у меня, по-честному, память никак не подружится, и дополнила всё это дело астрологическими соответствиями по Кроули))) Кроме этого она поместила на карты ещё и слова-значения (и там тоже много от Кроули — в том числе те арканы, которые для меня, учившейся в первую очередь «на Уэйте», трудно понять по-новому: я про 2 Огня/Жезлов и 8 Воздуха/Мечей, например — именно у них, на мой вкус, в интерпретациях Уэйта и Кроули совершенно разные привкусы).

   8 of Air Попутно отмечу: тут, конечно, академический таролог, проштудировавший все первоисточники, может сказать: «Учите матчасть». А я скажу, что, столкнувшись уже с третьей, четвёртой или пятой колодой, которая миксует Уэйта и Кроули, я наконец начинаю понимать, что подразумевается под традиционным для англоязычных тарологов понятием intuitive reader (-: И это не про «что вижу, то пою, читаю по картинкам и гружу клиента своими проекциями, потому что нифига не выучила значения карт», а про то, что чтение первоисточников не всегда напрямую способствует пониманию (-: Кстати, про первоисточники: «Живя на леднике, Кроули прочитал книгу «Разоблачённая Каббала» Сэмюэля Лиддела Мазерса, вышедшую в 1887 году. Он признавался, что не понимал там ни слова, но книга притягивала его» (цит. по: Бут Мартин. Жизнь Мага. Алистер Кроули). И мне тут, право же, куда более важным видится «притягивала его», чем «не понимал ни слова» (-:

Ладно, вернёмся в New Era (тем более что мы уже, похоже, в ней). Колода монохромная, чёрно-белая, с небольшим уклоном в сепию. Визуально очень целостная. Мне очень нравится, что колода придумана и нарисована одним и тем же человеком: что авторка хотела выразить и подчеркнуть — то она и выразила, и подчеркнула.

На рубашке четыре Туза, и она несимметричная по горизонтальной оси.

8 аркан назван по кроулианской традиции «выравниванием» (Adjustment), соответственно Сила — на 11-м месте. И да, 1 аркан — Магус (Magus), а не Magician. Зато 20 аркан — Суд (Judgment), а не Эон. И 21-й — the Universe. Из Императрицы — женщины с ребёнком племени Himba и Императора, который тут изваяние Авраама Линкольна, — ни супружеской четы, ни какой-нибудь другой семьи не получается.

А Смерть, Луна и Солнце просто универсально красивые (-:

Есть — тоже характерная для отдельных колод особенность — визуальные цитаты из Уэйта: так, на Тройке Воздуха вытатуировано пронзённое мечами кровоточащее сердце, а перед медитирующей Жрицей (которая суть автопортрет авторки и художницы) выложены все Двойки и Луна классического RWS Tarot. Подобные фортели можно наблюдать в Urban Tarot, которое тоже цитирует визуальные образы Уэйта.

В описании 2 аркана есть фраза, которая, как мне кажется, поясняет всю идеологию колоды — и в какой-то степени является фасилитирующей, облегчает метания и сомнения в собственной кроулианской компетентности (про себя я и так знаю, что эта К. компетентность у меня невысокая, но после этой фразы я понимаю, что это не смертельно и не признак профнепригодности))) Фраза следующая:

«Она (Жрица) не претендует на знание единственной и непреложной истины, потому что в эпоху пост-модерна (вот так, ага) нет и не может быть единственной и универсальной для всех и каждого правды. Каждый должен прислушиваться к собственной интуиции, чтобы выбирать наиболее подходящий для него путь и способ жизни, который и будет для него истинным», как-то так.

Субъективность истины, а не «правда всегда одна», как сказали Тутанхамон и Бутусов.

Ну, и Влюблённые очень хороши — нечасто их изображают в виде долгосрочного союза, а тут ещё и на «плоды любви» и «последствия выбора» есть указание: они присутствуют в пространстве карты в виде ленточек-бирочек с инициалами потомков этой прекрасной пожилой пары, а дерево, под которым эти люди сидят — явно генеалогическое. Подобные пожилые влюблённые — тоже крайне трогательные и симпатичные — присутствуют ещё в Anna K Tarot.

Масти названы по соответствующим им стихиям — Огонь, Вода, Воздух, Земля. Двор очищен от «феодальных предрассудков», там Дочь, Сын, Мать, Отец. И за каждой из стихий «закреплена» определённая этническая группа: Африка как колыбель человечества и жизнелюбивый континент за Огнём (и там тепло ещё), населяющие Полинезию народности за Водой, непостижимая и сдержанная Азия за Воздухом и (практичная? «базовая» — или кажущаяся базовой авторке по факту принадлежности к ней? хм))) европеоидная раса за Землёй. Все эти ассоциации, сколько я наблюдаю авторских колод, — дело точно так же сугубо авторское, но в случае с New Era Elements авторка, по крайней мере, даёт пояснения своему выбору в книжечке к колоде.

Колода не «сахарная»: несколько карт, особенно 5 Земли, просто жестокие. И знаменательно, что наиболее жестокими выглядят те сцены, где природное сталкивается с человеческим. На 8 Воды черепаха запуталась в сети. На 5 Земли (душераздирающее описание в книжечке!) макак-резус в лабораторных условиях. Крыса с 9 Воздуха, похоже, тоже оттуда.

Книжечка, хоть и небольшая, но всё ж таки на 116 страниц (то есть там не по три строчки на карту, а название — соответствия — положительный и отрицательный полюс значений и краткое описание изображения; в целом мне эта книжечка очень понравилась — краткая, но ёмкая).

В придачу к значениям в книжечке есть расклад (не Кельтский Крест))) — универсальный для исследования разных ситуаций, основанный на стихиальном делении. И мне очень нравится этот оформительско-издательский приём, который я встречала ещё в Revelations Tarot, — схема расклада с названиями позиций вынесена на одну из дополнительных карт. Это особенно кстати, если учесть, что саму книжечку из-за особенностей склейки блока листать не очень удобно (она всё время норовит закрыться) (-:

Что касается самого расклада, то часть позиций показалась мне достойной того, чтобы разложить их не одной, а несколькими картами (ибо одной картой получается толкотня смыслов, а откуда тогда из расклада возьмётся искомая ясность). Поэтому у меня этот расклад выглядел так:

1. Огонь — какие желания-намерения-мотивы-стремления я испытываю в связи с этой ситуацией?

2. Вода — что я чувствую в связи с этой ситуацией? По этому пункту есть пояснение, что карта в этой позиции может оказаться источником инсайтов о тайных желаниях и прочих теневых неосознаваемых вещах.

3. Земля — как эта ситуация влияет на «ресурсную базу»? Какие ресурсы я могу привлечь? Эту позицию я разделила на две, ибо одна карта может весьма странно и туманно ответить на два вопроса сразу.

4. Воздух — что я думаю и понимаю об этой ситуации? Откуда (от кого или от чего) я мог_ла бы получить хороший совет и новую пищу для размышлений об этом? Эту позицию я тоже разделила на две, и второй вопрос мне прямо очень понравился (а ещё больше — то, что в ответ на него выпал 12 аркан, Повешенный, вот прямо зашло послание)))

5. В схеме расклада она названа «препятствиями, которые нужно преодолеть». Я в последнее время осторожно отношусь к «проблемным» формулировкам в принципе; например, от слова «проблема» я вообще устранилась и заменила его словом «задача», и от этого как-то легче живётся в целом. То же и с препятствиями: я так полагаю, что всё есть путь. Просто то, что мы называем препятствием, — это путь, который сложнее или неприятнее прочих. Это то, с чем предстоит поработать. И в схеме расклада прописано, что эта карта может говорить «о внутренних барьерах или влиянии внешних сил», но для меня эта формулировка сразу вон (потому что к ней «для ясности» можно было бы добавить ещё «…а может и не говорить»))), поэтому тут тоже две карты — отдельно про внутренний «фронт работ», отдельно про внешний).

6. Мне очень нравится, что тут эта карта названа не как обычно принято называть итоговую позицию — что-нибудь вроде «перспективы» или «будущее», — а просто conclusion — «заключение». И это уже выход не на прогностику (от которой я стараюсь удалиться как можно дальше и в как можно более голубую даль), а на резюмирование и подведение итога всему посланию, прозвучавшему в раскладе. О перспективах и тенденциях там тоже можно сказать пару слов, но не только.

В целом от колоды — очень спокойное и благоприятное впечатление. Я бы сказала — сбалансированное (хотя над этими приветами из разных подходов приходится поломать голову: всё-таки Уэйт и Кроули, оба выходцы из одного идеологического гнезда, очень разные по ощущениям, и чем созвучнее трактовка одних арканов, тем больший ступор вызывают расхождения в осмыслении других. Как это… непривычно. Но можно привыкнуть. Особенно если слушать себя и свою интуицию. В эпоху пост-модерна можно, это нам Ph.D. сказала в своей книжечке; и я, кстати, впервые вижу, чтобы учёная степень — полученная, к слову, в Мюнстерском университете в Германии — была упомянута прямо на обложке).

Да, издательство — U.S.Games, напечатано это дело в Поднебесной, а стоит колода каких-то очень вразумительных денег (на Wordery она обошлась мне что-то за полторы тысячи рублей). Мне кажется, об неё очень хорошо «заземляться». Ну, и в общем — при всей сбалансированности и корректности — в ней есть особенности, с которыми интересно иметь дело: монохром, во-первых, и кроулианские аллюзии, во-вторых. И бонусом — возможность получить индульгенцию на субъективность истины и ощутить вдохновляющий смысл понятия intuitive reader (-:

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.