Бессилие и беспомощность. Бессилие — оно же бесилие, потому что бесит (бесит, когда ты ничего не можешь с этим поделать). Эмоции наматываются одна на другую в плотный клубок с потерянным «хвостиком» наступает паралич осмысленной деятельности, зато процветает деятельность бессмысленная (-:
Стоит начать его испытывать, оно распространяется и на то, что мы объективно могли бы сделать, изменить и улучшить. Очень трудно, почувствовав себя бессильн_ой что-либо изменить, вернуться в ощущение «я могу».
(С виной происходит примерно то же, и беспомощность с виной — наверное, самые неконструктивные и анемичные чувства, которые только можно себе представить; они не дают дышать на полную, и ты страдаешь от кислородного голодания, хуже соображаешь, устаёшь, болеешь — не живёшь, а так.)
Бессилие может получаться (и часто получается) не из реального отсутствия сил. Оно не свидетельствует нашу никчёмность. Бессилие возникает в ситуациях, когда мы превышаем свои полномочия: пытаемся контролировать то, что не можем контролировать, управлять тем, чем не можем управлять. Это вопрос рычагов и компетенций. Если мы плохо понимаем, где наша ответственность и наши возможности, а где — нет, мы можем впрячься и взять на себя что-то, что существует совершенно само по себе. Стоим и держим небо на каменных, прошу заметить, плечах (и неудивительно, что роняем, но мы-то подрядились и не выполнили, не удержали, не оправдали… мы — ничто?)
Мы — что, и кто, и мы вообще прелесть, если адекватно оцениваем свои возможности и берём на себя то, что можем нести.
Это — и ощущение бессилия, и ощущение никчёмности — вопрос нормального, адекватного понимания своих возможностей и своих компетенций, своей ответственности.
Искать ответы на вопросы о том, что откровенно за пределами нашей зоны контроля, — это (часто) кормить червей. Это именно наши черви — сомнений, страданий и глупостей — задают такие вопросы. Паразиты (-:
Когда мы влезаем в состояние беспомощности? Самый простой вариант — эмоционально завязываясь на совершенно неподконтрольную нам ситуацию. Классическая тема — узнать, что происходит с бывшим/бывшей.
Ещё один способ застрять в бессильном состоянии — зацепиться за желание узнать, что сделает другой человек (какое решение примет работодатель, которому вы отправили резюме, когда партнёр собирается сделать предложение — особенно если вы вообще никогда не говорили о планах на дальнейшую семейную жизнь).
И, кстати, — зацепиться за желание чётко знать, что будет дальше, и без этого не делать и шагу, — это тоже про бессилие. Это всё равно что ставить миру условия: «Если будет вот так, я сделаю это; а если так не будет, то я и делать ничего не стану».
«Сердилась баба на торг, а торг и не знал». Торгу было всё равно, а бабе плохо (потому что она сердилась). Пускание пара в свисток само по себе ситуацию не меняет никак.
Такой бабе можно было бы посоветовать только «отпустить ситуацию». Про это вообще часто говорят — «отпусти ситуацию». Только не всегда понятно, о чём это и как это сделать.
Отпустить ситуацию — это дать ей быть (и прекратить фиксировать своё тревожное внимание на этом поводе). По сути, это равно «отпустить контроль» — прекратить пытаться контролировать то, что не можешь контролировать, и отвечать за то, за что ты не отвечаешь.
Разбираться с этим всем можно с помощью вопросов. Хорошие вопросы возвращают к себе, в точку могущества (от слова «могу»), уменьшают неопределённость и приводят к применимым ответам. К ответам, дающим силу, а не отнимающим её. Я коллекционирую вопросы: мне очень нравится это волшебство, когда верно заданный вопрос распаковывает всю ситуацию.
В случае бессилия (-: вопросы могут быть такими:
— Что я могу контролировать? Чем я могу управлять? Что от меня зависит? За что я отвечаю? Как я могу работать с этим, какими способами и средствами? Что я могу сделать?
— Что существует само по себе? В чём я могу только участвовать, но не руководить?
— Что сильнее меня? Что слабее меня? Какие возможности есть для меня в этом? Как я могу действовать тут, чтобы использовать эти возможности?
Вместо того, чтобы страдать над своим «я не могу» (прекратить войну, накормить всех голодающих, сделать себе из недоступной кинозвезды любящего супруга, заставить товарищей бюрократов шустрее писать бумажки, искоренить очереди), надо найти то, что «я могу». И определиться, «как» я это могу. И сделать это.