Текст: Михаил Окунь
В конце XIX – начале XX веков Петербург стал центром оккультных наук в России. По архивным данным, в 1913 году в городе было зарегистрировано 286 профессиональных хироманток, читавших будущее по линиям ладони, 103 гадалки на картах, 16 астрологов и предсказателей судьбы, и количество это значительно возросло, как водится в смутные времена, с началом Первой мировой войны.
На улицах можно было встретить людей, раздававших прохожим цветные афишки с адресами и портретами гадалок. У парадных некоторых домов красовались черные с золотыми буквами дощечки с указанием специальности и часов приема гадалки.
В прессе выходили интервью, оплаченные самими предсказателями, а также их рекламные объявления: «Знаменитый Бунар-Бхава – человек-загадка ХХ века – дает сеансы гаданий только дамам»; «Мадам Заура – восточная ясновидящая. Цены умеренные»; «Персидский маг Ормузд – консультант замужних женщин»; «Рахма впадает в транс и предсказывает жениха» и тому подобные. Не правда ли, весьма напоминает 90-е годы того же века?
В начале века в Петербурге прошли три громких дела, связанных с «трудами» гадалок на «сексуальной почве».
«Магический ключ счастья»
Прорицательница Инесса в 1910–1915 годах пользовалась огромной популярностью среди вдов, желающих снова выйти замуж. Она с помощью «магического ключа счастья» якобы могла отыскать того, кто давно ищет себе подругу; с помощью оккультных сил умела найти «души тоскующих по одиноким женщинам». Бралась даже описать внешность будущего спутника жизни. Инесса сообщала жаждущей вдовушке сведения об облике того, с кем собиралась ее свести, и если та соглашалась, назначала встречу на условленной скамейке в Летнем саду (т. е. встреча двух «любящих сердец» была как бы случайной, произошедшей «по воле рока»).
Секрет гадалки был прост – «магическим ключом счастья» стала для нее «Брачная газета», откуда она черпала сведения о будущих женихах и вступала с ними в контакт. Она, таким образом, способствовала заключению многих «счастливых браков», пока одна из комбинаций не завершилась аферой. Инесса в сговоре с «женихом» обворовали очень богатую невесту, которая и подала на них в суд по обвинению в мошенничестве.
На суде некоторые свидетели доказывали, что гадалка верно предвидела многие любовные свидания (мы-то знаем, почему). Кстати, во время процесса выяснилось, что Инесса не брезговала и обычным сводничеством. В качестве доказательства этого фигурировал большой фотоальбом полуобнаженных красоток с их адресами и размером гонорара за услуги.
«Любительницы шоколадных грудей»
В 1909–1912 годах на аристократических Сергиевской и Гагаринской улицах существовал подпольный кружок гадалок, называвших себя «любительницами шоколадных грудей» (попросту говоря, они были лесбиянками). Прорицательницы охотились за молоденькими курсистками, хорошенькими горничными, особенно искали смазливых юных девушек, приехавших в столицу из деревень на заработки.
Неопытные девушки, мечтающие о суженом, соблазнялись обещанием бесплатного гадания и становились легкой добычей сластолюбивых «пифий», которые после сеанса заставляли их выпить стаканчик некоего «любовного напитка». После него, с одной стороны, одурманивало и клонило в сон, а с другой – он действовал возбуждающе в сексуальном плане. Находящихся в таком состоянии девушек гадалки и подвергали, выражаясь языком протокола, «развратным действиям».
После нескольких подобных «гаданий» девушка становилась буквально рабыней пророчицы, которая торговала ею, меняла на другую жертву у своих подруг, и т. п. Участницы кружка были привлечены к суду после того, как они оказались замешанными в деле о совращении нескольких несовершеннолетних гимназисток.
Кабинет мадам Жанны
В 1913 году на Литейном находился кабинет «французской предсказательницы» Жанны, прорицание которой было весьма оригинально, ибо гадала она по «таинственным нежным линиям женского тела».
Посетительницу, пришедшую на прием, провожали в маленький круглый зал, увешанный зеркалами и заставленный ширмами. Посреди зала стоял небольшой золочёный столик. На него-то и приглашали встать клиентку, раздетую до… туфель.
Вспыхивало множество лампочек. Гадалка делала вид, что тщательно изучает линии тела обнаженной клиентки, заставляя ее поворачиваться и принимать различные позы. Так продолжалось минут 30–40, а во время сеанса спрятанный за ширмами фотограф незаметно делал снимки ничего не подозревающей клиентки. Впоследствии эти фотографии продавались или могли использоваться для шантажа.
Однако это было еще не всё. В стене зала имелось несколько застекленных глазков, замаскированных орнаментом и прикрытых прозрачной тканью. К залу примыкала комната с рядом кресел. На них-то и восседали «избранные гости», проникавшие в кабинет гадалки через черный ход и платившие за это немалые деньги. Обычно это были богатые старички, которые, прильнув к глазкам, неотрывно наблюдали за сеансом «гадания»
Судебное дело возникло, когда один из гостей как-то раз увидел на столике свою внучку – в голом, естественно, виде, – и поднял скандал. История с кабинетом мадам Жанны еще долгое время оставалась петербургской сенсацией.