…В эссе от 1951 года Юнг пишет:
«Мой пример касается молодой пациентки, на которую, несмотря на все усилия, терапия не оказывала никакого эффекта. Трудность проистекала из её убеждённости в собственной правоте, чего бы это ни касалось. Её превосходное образование снабдило её необходимым для этого оружием, а именно – выхолощенным декартовым рационализмом с безупречным «геометрическим» восприятием реальности. После нескольких бесплодных попыток смягчить её рационализм мне оставалось лишь надеяться, что рано или поздно произойдёт нечто иррациональное и неожиданное, нечто такое, что сможет вызволить её из добровольного интеллектуального заточения. Так, однажды я сидел напротив нее, спиной к окну, и внимал потоку её красноречия. В ночь накануне нашей встречи ей приснился яркий сон, в котором кто-то преподнёс ей золотого скарабея – дорогое ювелирное украшение. Пока она продолжала рассказывать о своём сне, я услышал лёгкий стук в окно. Я обернулся и увидел довольно крупное насекомое, которое стучалось в оконное стекло, настойчиво пытаясь проникнуть в комнату. Мне это показалось странным. Я открыл окно и сразу же поймал это насекомое. Это был жук, похожий на скарабея, известный как золотистая бронзовка, чей золотисто-зелёный окрас почти полностью повторяет окрас золотого скарабея. Я передал жука своей пациентке со словами «Вот ваш скарабей». Этот случай позволил наконец проделать брешь в его рационализме и ослабить её интеллектуальное сопротивление. После этого лечение стало приносить удовлетворительные результаты».
Юнг дал множество разных определений синхроничности. Самые лаконичные из них — «значимое совпадение», «акаузальный параллелизм» или «акаузальный связующий принцип». Более полное определение звучит следующим образом: «явление, в котором событие во внешнем мире значащим образом совпадает с психологическим состоянием того или иного человека».
В приведённом примере психологическое состояние отражено в рассказе пациентки о своём сне, в котором она получает скарабея. Внешние событие – это появление и поведение настоящего скарабея. Рассказ о сне и появление скарабея произошли одновременно. Ни одно из этих событий не являлось причиной другого, соответственно такие отношения можно назвать акаузальными, т.е. между этими событиями отсутствует причинно-следственная связь. Тем не менее, эти события повторяют друг друга в таких невероятных деталях, что невольно создаётся ощущение, будто они действительно связаны между собой, пусть и акаузально. Кроме того, такая акаузальная связь между событиями несёт в себе символическую информацию (как мы увидим далее) и оказывает сильнейший эмоциональный и трансформирующий эффект на пациента, что, несомненно, можно назвать значимым совпадением.
Юнг делает акцент на таких характеристиках подобных совпадений как одновременное проявление событий, их акаузальность и их значимость. Однако фактор одновременности не является обязательным. Существует ряд других событий, которые Юнг относит к проявлениям синхроничности, где элемент одновременности не является очевидным, — такие события, которые либо не распознаются как одновременные в момент проявления (например, пророческие видения) или не являются одновременными вовсе (например, вещие сны). Он приводит примеры обоих видов синхроний.
Вот первый (этот пример также занимал Канта). Он касается видения шведского мистика Эммануила Сведенборга об ужасном пожаре в Стокгольме в 1759 году. Сведенборг находился на вечернике в Гётеборге, в 200 милях от Стокгольма, кода ему пришло видение. В шесть часов вечера он сказал своим спутникам, что начался пожар, затем он описывал его распространение на протяжении последующих двух часов, и в восемь вечера с облегчением заявил, что пожар потушили всего в трёх домах от его собственного жилища. Все описанные им детали подтвердились в следующие несколько дней, когда в Гётеборг из Стокгольма прибыли посланники.
В следующем примере, который приводит Юнг, фактор одновременности полностью отсутствует. Он касается его студенческого приятеля, чей отец обещал подарить ему поездку в Испанию, если тот успешно сдаст все экзамены. Другу Юнга затем приснился сон, где он видел испанский город: парк, готическую церковь, повозку, запряжённую двумя булаными лошадьми. Вскоре, после успешной сдачи экзаменов, он действительно отправился в Испанию в первый раз в жизни и увидел все детали, пришедшие ему во сне, наяву.
Чтобы дать объяснение подобным случаям совпадений, Юнг в своем эссе от 1951 года представил следующее трёхступенчатое определение:
«Все упомянутые мной феномены можно объединить в три категории.
Совпадение психологического состояния наблюдателя с одновременным, объективным, внешним событием, которое соотносится с психологическим состоянием или содержанием (например, скарабей), без причинно-следственной связи между психическим состоянием и внешним событием, когда, принимая во внимание психологическую относительность пространства и времени, подобная связь не представляется возможной.
Совпадение психологического состояния с соответствующим событием (более или менее одновременным), происходящим вне поля зрения наблюдателя, т.е. на определённом расстоянии, проверить которое возможно только впоследствии.
Совпадение психологического состояния с соответствующим, еще не произошедшим, будущим событием, отдаленном во времени, которое может быть проверено только впоследствии.
Во второй и третьей группах совпадающие события не присутствуют в поле зрения наблюдателя, однако они были предвидены и могут быть проверены только впоследствии. Я называю такие события синхроничными, что не стоит путать с синхронными, т.е. одновременными»
(Юнг, 1951 год).
Первый пункт этого определения охватывает такие события, как случай со скарабеем. Вторая часть – случаи, подобные произошедшему со Сведенборгом, когда объективное событие (пожар в Стокгольме) случилось на расстоянии от наблюдателя и подтвердилось только в дальнейшем. Третья часть описывает события, подобные случившемуся с другом Юнга, когда объективное событие (знакомство с пейзажами Испанского города) произошло в будущем, и было подтверждено впоследствии.
— Родерик Мейн, «Разрыв времени».
Иллюстрация: https://virink.com/art/796925