Первый раз — всегда волнительно (-: Однако никаких особенных артефактов для того, чтобы заказать расклад Таро, иметь не нужно. Всё в голове. И будет отлично если оно — то, что в голове, — будет хоть немного причёсано. Что нужно «взять с собой», обращаясь к тарологу?
Первое — это вопрос. Или запрос. В чём разница? Запрос — это «первичный вопрос», часто неструктурированное и сумбурное обозначение того «неясного места», с которым хочется разобраться. Вопрос — то, на что таролог вместе с кверентом будут искать ответ.
К запросу особых требований нет — он должен быть искренним (истинным, не «подменным»), и только. А вот вопросы для расклада формулируются определённым образом, с учётом правил этичного и экологичного использования Таро. Вопрос должен быть корректным и продуктивным — то есть следует понимать, какими в принципе могут быть варианты ответов и какая польза будет от ответа на этот вопрос, чему послужит полученная информация, как кверент сможет её применить (и сможет ли вообще — если ответ выглядит простой констатацией гипотетических фактов будущего, то пользы в нём, мягко говоря, маловато).
Второе — доверие и готовность сотрудничать. Мы обычно доверяем тому, что мы знаем — хотя бы немного. Тому, что нам понятно. Тому, что вызывает отклик и интерес, тому, что нам созвучно. Вот то, что нам созвучно, — это и есть самое верное и правильное, потому что это «созвучие» — признак того, что часть этого в нас уже есть (и эта часть и «откликается»). Кто-то готов доверять своим ощущениям, кому-то нужна дополнительная информация, чтобы убедиться, — «этому человеку можно доверять».
Собственно, почему тарологу можно не доверять — какие угрозы потенциально присутствуют в обращении за раскладом?
— угроза раскрытия информации — утечки персональных сведений;
ПРОТИВОВЕС: конфиденциальность — один из принципов работы помогающих практиков (и нормальных людей, вообще-то: негоже делиться тем, что было сказано только тебе). Это значит, что вся личная информация, предоставленная тарологу, остаётся между вами, в границах вашей работы, и не передаётся третьим лицам (если вы не даёте своего согласия на то, чтобы таролог использовал материалы вашей Таро-сессии в своих публикациях: многие ведут рубрику вроде «Клиентских случаев», и такие варианты оговариваются отдельно). Таролог может использовать сюжеты из своей практики, приводя примеры в обсуждениях, используя поднятые в работе с клиентами темы для написания заметок и статей — но всё это без «имён, паролей и явок», максимально деперсонализированно, без характерных узнаваемых деталей ситуации.
Даже отзывы о работе и благодарности могут быть опубликованы анонимно — если вы не хотите «светить» сам факт обращения к тарологу, но не прочь сказать пару добрых слов в его адрес. Такой отзыв можно отправить тарологу в личные сообщения, а он опубликует его от своего имени в соответствующей теме.
— угроза быть обманутым, финансово (заплатить и не получить или заплатить непонятно за что) или смыслово (получить бесполезную информацию).
ПРОТИВОВЕС: вопросы оплаты каждый таролог решает самостоятельно. В моём случае это пост-оплата (то есть после выполнения расклада — дело доходит до расчёта, когда у клиента «на руках» уже есть результат работы).
Я лояльно отношусь к просьбам об отсрочке оплаты или снижении цены из-за материальных затруднений в настоящий момент, но очень не лояльно — к поискам «космической халявы», когда клиент стремится задать вопрос на 100500 карт и готов заплатить три копейки. Вообще готовность «купить расклад» во многом является показателем готовности услышать ответ и работать с информацией, поэтому «халявные» расклады часто оказываются бесполезными. То, что ничего не стоит, ничего не значит)
Что касается бесполезной информации, то бесполезной она может оказаться в том случае, если она изначально была не нужна (а расклад был заказан из любопытства и для развлечения), и если клиент изначально был настроен на то, что расклад всё решит за него. Так что «бесполезность» часто проистекает из неготовности получить ответ на поставленный вопрос или из неготовности сотрудничать и вообще что-то ДЕЛАТЬ. Этот критерий эффективности расклада зависит от клиента не в меньшей степени, чем от таролога.
Таролог, кстати, никак не заинтересован в том, чтобы давать бесполезную информацию) Чтобы она была полезной и применимой, таролог уделяет внимание обсуждению всех деталей ситуации и запроса клиента «на берегу» — ещё до того, как приступить к раскладу.
И да, я в принципе не выношу приговоров и не предлагаю дюже дорогостоящих дополнительных услуг, которые призваны спасти от порчи, чесотки, кармических рубцов и прочих ужасов.
— угроза «нагрешить», «прогадать щастье», «накликать беду» и т. д.
ПРОТИВОВЕС: эти опасения вырастают их негативных стереотипов, сложившихся вокруг мантических практик. К сожалению, часто этот негатив подкрепляют неэтично действующие «страшные маги», подающие негативную информацию так, что она становится самосбывающимся пророчеством, программой. Это происходит, когда нарушен баланс ответственности в процессе консультации, а в качестве инструмента донесения информации используется запугивание (-:
В обращении за Таро-консультацией опасности «прогадать щастье» нет — как нет этого в, например, обращении за психологической помощью. «Прогадать щастье», тем не менее, можно — но это зависит уже от ваших собственных целенаправленных усилий.
Если вместо того, чтобы решать проблему, мы прячемся от неё в эзотерическую хрустальную скорлупку и делаем вид, что духовно растём, если обращение за раскладом служит только способом сбросить напряжение (мне вот очень «нравится» это — «ааа, посмотрите срочно хотя бы одной картой, что там») или является деталью образа возвышенной натуры, не чуждой тонких материй (при том, что внутренне вы никак не впускаете в себя информацию и не позволяете ей прорастать в реальные решения и действия), — тогда можно не то чтобы «прогадать щастье», а просто не дойти до него. Потому что вы не идёте (-: Таро и таролог здесь не очень при чём, потому что таролог читает карты, а как с этим быть дальше — целиком ваша ответственность.
И, наконец, третье — здравый смысл и адекватная информированность о возможностях и пределах тарологической помощи. Довольно много написано всякого о том, что это такое — мантика, зачем она нужна и что делать после расклада (например, вот отличная памятка от Анны Парвати, а вот мой текст на эту тему).
Как всё происходит в случае с тарологами? Позволю себе небольшую попытку объяснения процесса с точки зрения здравого смысла (-:
Тарологи — это люди, которые умеют читать карты и доносить полученную информацию. Сразу вопрос — полученную ОТКУДА?
Одна из возможных формулировок выглядит так: источник этой информации — либо коллективное бессознательное (если карты читаются архетипически — как маяки энергий и сил, задействованных в ситуации), либо индивидуальное бессознательное кверента (если карты читаются метафорически). Это не значит, что я однозначно ассоциирую себя и свою работу с картами с юнгианской темой, просто понятия индивидуального и коллективного бессознательного, архетипов хорошо проработаны и в достаточной степени объясняют механику процесса.
Отличный термин — Поле: некое пространство, в котором существует ВСЁ — всё, что произошло, происходит и только собирается происходить.
А ещё лично для меня вполне исчерпывающим объяснением, откуда берётся информация в раскладе, является герметический принцип подобия — «Что наверху, то и внизу». Модель ситуации (расклад Таро в данном случае) действует по тем же законам, что и сама ситуация. Но если ситуацию мы не можем увидеть «с высоты птичьего полёта», то расклад — можем (и не только увидеть и проанализировать, но и скорректировать).
Основные моменты, о которых стоит знать и не забывать, обращаясь за к тарологу, — это то, что ответственность за собственную жизнь и совершённые в ней выборы принадлежит только вам (расклад — не волшебная палка, один взмах которой решит все проблемы), и то, что Таро — это не шпионский «жучок» (и выяснять с помощью «всемогущих карт», кто с кем спит и в каких конфигурациях всё это происходит, подсматривать за третьими лицами и так далее нормальный таролог не будет; для этого есть частные детективы, например, живущие в какой-то иной этической парадигме).
Тут ещё немного — о разнице между здравым смыслом и скепсисом.
Здравый смысл позволяет слушать и слышать, анализировать, осознавать, взвешивать и примерять новые сведения и рекомендации на себя. И именно здравый смысл позволяет определить ту меру, в которой работа таролога для вас адекватна (а значит, полезна). Здравый смысл позволяет принимать собственные решения на основе полученной информации и понимать собственную ответственность за эти решения — их воплощение и их последствия.
Скепсис же сразу сводит на нет весь смысл работы, потому что скепсис «не верит» и не принимает всерьёз всё, что ему непонятно, и всё, что недоказуемо. Клиент-скептик — это как из болота тащить бегемота, нелегко, ибо слишком велико сопротивление. Вместо того, чтобы работать с ситуацией и информацией о ней, таролог тратит силы на то, чтобы «доказать и переубедить». Очень непроизводительно — и для таролога, и для клиента.
Так будем же здравы — телом и смыслом (-: