раскадровка Я

готовые модели внутреннего пространства или авторская схема?

продолжаю про концепцию множественного Я, где личность — не монолит, а сборище разношёрстной публики (начало тут).

самый простой вариант — опираться на любую готовую/принятую модель: Ребёнок-Родитель-Взрослый, Злодей-Спаситель-Жертва, Эго-Ид-СуперЭго.

это шаблон, который мы накладываем на внутреннее пространство, «подтягиваем» реальные внутренние фигуры под обнаруженную и определённую другим автором структуру.
это устойчиво и даёт поддержку чужого авторитета (если вы разделяете идею автора структуры и вам с ней комфортно).

но, как любая категоризация и типирование, это может не учитывать важных личных нюансов и особенностей. кто-то из внутренних фигур впишется идеально, на кого-то название придётся натягивать, кому-то не достанется названия и, следовательно, места.

можно идти от того, что есть. в этом больше творчества и авторства, и для этого нужно больше чуткости и смелости. потому что придётся внимательно смотреть внутрь, слушать эти голоса и давать им имена. но это позволяет учесть всех, не пренебрегая никем в угоду чужой концепции.

своё авторство — это важно. в нём свободно (и потому же в нём бывает страшно, но это страх из «правильных»).
некоторые внутренние фигуры словно сами подсказывают, как их зовут и кто они такие. а некоторые так просто не показываются — прячутся.

как помочь себе увидеть весь внутренний цирк полно? назвать все внутренние фигуры могут помочь:

1.готовая модель внутреннего пространства (структура личности по Фрейду, Бёрну, Юнгу, кому угодно — которая вам нравится и кажется подходящей для самоанализа в настоящий момент).

2.любая метафора компании/команды. её можно брать за основу и опираться на неё в своём поиске и определении внутренних фигур.

универсальная «команда» — семья (и это шире, чем Внутренний Ребёнок и Внутренний Родитель: в семью входит больше фигур, родитель — это и папа, и мама, важными могут быть бабушки и дедушки, братья и сёстры, котики и собачки, даже дом, и все эти впечатления у каждого свои, и так или иначе они/их отражения обнаружатся внутри, потому что все мы родом из семьи и детства).

ещё это может быть:
любой пантеон (фигуры любой мифологии/космогонии), который вы хорошо представляете.
любой сказочный или литературный сюжет — выбрать можно по внутреннему созвучию сюжета с ситуацией.
персонажи «из разных книжек», разных сюжетов — которые для вас понятны и узнаваемы, обнаруживаемы внутри. пеппи длинный чулок, чайка по имени джонатан ливингстон, ктулху в одной компании— почему нет?
любое (например, профессиональное) сообщество (я обожаю цирковую матрицу как метафору внутреннего пространства).

авторство и творчество (и исследовательская работа, которая часто уже терапевтична) здесь начинаются уже с подбора метафоры, выбора сюжета или сообщества.

почему именно ЭТО? над этим тоже можно подумать (-:

3.важные дополнения для любой схемы, особенно собственного авторства.

часть персонажей обычно получается легко.
но, как правило, это не все фигуры.

обнаружив ряд «явных», внятных и видимых персонажей, стоит посмотреть на эту компанию и пощупать — есть ли их антагонисты (и как их можно было бы определить, назвать). многие фигуры подразумевают присутствие антагонистов-противовесов, как «да» подразумевает «нет». и часто перекосы в жизни создаются из-за того, что антагонист недостаточно развит.

дополнительный хороший вопрос для внутренней переклички — кто здесь есть ещё? есть смысл оформить это место, даже если среди персонажей вы уже назначили место для условно-Тени — кого-то вытесняемого. Тот-Кого-Не-Назвали часто оказывается настоящей находкой и здорово разворачивает мысль.

и ещё один «контрольный» вопрос в голову, в буквальном смысле — кого здесь нет? отсутствующая фигура — тоже фигура, у которой есть место.

каждое обнаруженное Я — точка в узоре расклада, позиция. когда я делаю такую практику для себя, стараюсь выбирать нетривиальную и не слишком классическую колоду, на которую мне сейчас интересно смотреть.

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.