кто здесь?, или Весь внутренний цирк (метарасклад или практика с картами)

мой внутренний цирк, мои голоса в голове. это не клиника, а внутренняя реальность: в одной совершенно нормальной голове уживаются разные фигуры. Родитель, Ребёнок, Взрослый, все внутренние; эту семью можно расширить. Преследователь, Спаситель, Жертва — треугольник Карпмана можно обнаружить не только снаружи, но и внутри. Рационалист, Обезьянка, Панический монстр — весёлая троица прокрастинатора по Тиму Урбану. Анима, Анимус, Персона, Тень, Самость — они тоже в каком-то виде присутствуют во внутреннем пространстве и как-то себя чувствуют. Творец, Критик, Работяга, Бюрократ — импровизирую, именно такой модели нет, но вообще говоря — если внутренние фигуры мои, то и называть я их могу как хочу, хоть Трус, Балбес и Бывалый.

внутренняя фигура — некая функция, связанная с потребностью и ценностями. каждая из них отстаивает свою идею и диктует свою интерпретацию действительности. каждая хочет к рулю — к распоряжению ресурсом. какие-то чаще на свету, какие-то в тени, а кого-то ни разу ещё не выпускали на арену. в общем, это крайне занимательный сундук.

в необычных обстоятельствах (вот как сейчас) эта компания меняет конфигурацию. на первый план вдруг выходит кто-то незнакомый (эй, ты кто вообще?). или кто-то затюканный во внутренний угол оказывается самым главным и берёт управление на себя. ну, или прежде полезный и здравый внутренний чувак в новых условиях оказывается не в дугу, сплошная дисфункция.

я уже писала про свои переклички во внутреннем цирке — они участились и проходят как-то по-новому (да, некоторых я вижу впервые, а те, кто раньше был на задворках, неожиданно выходят вперёд).

и если благостные вопросы про «как мне поддержать себя во время кризиса» не работают, может быть смысл просто посмотреть — кто здесь и чьи голоса наполняют моё внутреннее пространство?

и это вполне себе метарасклад — таро-консультация, где смысл варится из ваших проекций и системных значений карт. такую консультацию можно заказать у меня.

а ещё это может быть самостоятельной практикой — временем для себя с картами (любыми), ловите описание из 10 пунктов, один важнее другого (-:

1.

подышите, успокойтесь и замедлитесь, перетасуйте колоду, вытащите от трёх до семи (больше не стоит, в такой многолюдной голове будет трудно ухватить то, что произносят отдельные персонажи).

исходим из того, что каждая карта символизирует какой-то один голос в голове, одну субличность.

2.

выложите в свободной конфигурации — как захочется.

в качестве дополнения можно выложить карту внешнего пространства — какое послание доносится из репродуктора на столбе, что транслируют — «лебединое озеро» или военные марши? что слышат все эти «люди», на каком фоне существуют? и могут ли фигуры реализоваться в этих условиях?

3.

рассмотрите, улавливая первый отклик — за кого сразу зацепился взгляд, почему, какое чувство вызвала эта карта-крючок?

4.

обратите внимание на мизансцену — кто куда смотрит, есть ли какие-то ощущаемые в поле расклада центры, вокруг которых объединяются персонажи, какие течения ощущаются в этом пространстве. видны ли какие-то альянсы или конфликты, оппозиции? заметны ли «предводители» и «изгои», кто здесь главный, а кого оттёрли в сторону?

сначала рассматриваем общую картинку, работаем со всей композицией целиком,

а потом выбираем «самого симпатичного», «самого несимпатичного», «того, кого я лучше всего слышу сейчас=кого ассоциирую с собой» — и смотрим, в каких «отношениях» в выкладке находятся эти персонажи.

5.

рассмотрите каждую карту. что говорит каждая фигура? представьте, что всё это — комикс, надуйте пузырь каждому персонажу и впишите туда его реплику. кому из других персонажей выкладки адресованы эти слова? а кто на них сильнее всего реагирует? исследуйте коммуникацию между фигурами.

6.

ощупайте себя — где эта фраза звучит внутри? как откликается? на что «включается» этот персонаж, в каких ситуациях он выходит на первый план? как сейчас звучит этот голос — громко, едва слышно? вы с ним вообще согласны? если бы это был единственный голос и единственный вариант интерпретации событий, как изменилось бы ваше поведение? что эта идея предписывает делать? (если бы вы слушались только его, к чему бы это привело?)))

7.

какую полезную информацию несёт каждое послание, о чём заботится каждая фигура?

8.

есть ли желание переместить, подвигать карты-фигуры? попробуйте сформулировать, почему, что не устраивает и причиняет дискомфорт в изначальной выкладке, где больше всего напряжения.

поменяйте расположение фигур так, чтобы было приятнее смотреть на картинку, и сформулируйте — почему так, что изменилось после перестановки.

9.

внимательно посмотрите на тех, кого «не слышно» и чьей концепции не хватает сейчас, на тех, чья концепция и чьё отношение к ситуации кажется вам полезным и ресурсным. подумайте, как можно дать этим персонажам больше пространства, как добавить им громкости.

и ещё внимательнее посмотрите на тех, кого нет. сформулируйте «идеальную фразу», которая поддерживает и успокаивает, выберите в открытую и добавьте в выкладку карту — символ фигуры, которой может принадлежать это высказывание. сделайте эту карту якорем для своего внимания, используйте по потребности.

10.

сформулируйте и запишите отклик на практику.

готово, вы великолепны во всём своём многообразии.

В качестве дополнения

Эту практику можно делать с любыми картами — таро или метафорическими, или вообще с любыми изображениями (хоть с набором открыток). Хорошо, если это будет «незасмотренная» колода: важно, чтобы у вас не было готового и устоявшегося набора ассоциаций с этими изображениями (чтобы практика не носила механистичный характер, а позволила качественно поговорить со всеми своими внутренними фигурами и услышать их точно, насколько это вообще возможно), а сами изображения было интересно рассматривать (чтобы они «провоцировали» на распаковку).

Если вы делаете эту практику с таро, читайте оба слоя — и свои проекции, и системные значения (они могут помочь найти конструктив в собственных «мрачных» проекциях, если вдруг такие будут).

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.