про устойчивость

устойчивость — это не «как скала».

это оп, оп, оп, чтобы ни один шарик не упал.

устойчивое в человеческом смысле — не значит твёрдое, монументальное и глубоко вкопанное в землю.

устойчивость — это не про большой шкаф (который громко падает). это про произвольность внимания и способность сохранять себя и свой центр в разных обстоятельствах и условиях.

не рассыпаться от одного слова или косого взгляда. не поддаваться панике в ответ на информацию. не терять себя, потеряв, к примеру, близкие отношения.

знать себя, слышать себя и доверять себе. тестировать реальность, не отрываться от неё и не уезжать в пропасть воображаемых катастроф. понимать, что ты хочешь сейчас; понимать, как тебе лучше вообще, в целом — и как ты это можешь обеспечить.

устойчивость — это про текущее и длящееся признание того факта, что всё многообразно, и всё имеет право быть. как с этим взаимодействовать — вопрос личного выбора (даже если кажется. что выбора нет, — можно выбрать, как к этому относиться). здесь устойчивость похожа на готовность к встрече, на принятие как отказ от оценочных фильтров: «хорошего» и «плохого» нет, есть разное. видеть только «хорошее» — это не про устойчивость, это про ущербное и перекошенное восприятие (к вопросу о «позитивном мышлении»).

моя любимая иллюстрация не-устойчивости — это: покажи палец — засмеётся, помани — пойдёт, ткни — и развалится. между стимулом и реакцией нет ничего, никакого выбора и решения; по сути, тут только палец — субъект, кому бы он ни принадлежал, а вот этот, неназываемый герой, — вроде реагирует, но как-то очень уж прямолинейно. как будто движения пальца производят просто какие-то обусловленные физикой твёрдых тел последствия (-:

устойчивость живёт как раз в прослойке между стимулом и реакцией, как умение управлять своим вниманием и, соответственно, своими ресурсами (а не просто засмеяться-пойти-развалиться и, в конечном итоге, пропасть, следуя мановению пальца).

любимая иллюстрация устойчивости — канатоходец или жонглёр, а можно и то, и другое сразу: с булавами или мячиками на канате.

главная фабрика устойчивости — свой смысл. и если внутри на месте смысла смятение, то — я обожаю людей за это свойство — можно найти временную опору и поддержку снаружи. и это абсолютно нематериальные вещи, которые помогают не свалиться со своего каната и не уронить ни один шарик.

точное слово, предъявленный символ, хороший текст. этого бывает достаточно. и всё это можно вытащить из колоды карт.

у ди ви тель но.

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.