«Боюсь сойти с ума»: выгорание и другие звери

technictoys

за последнее время я несколько раз столкнулась с размышлениями коллег-тарологов о любопытном феномене — о «страхе неадекватности», например. или о «страхе утратить связь с реальностью».

и сама об этом думала и об этом переживала, чего уж там. Даже если близкое окружение принципиально не против твоих карточных штудий, то ты сам себе придумаешь, что ты неадекват, ты ж такая тонкая и чуткая натура.

как понять, что ты полезен, адекватен, осмыслен? Бывает трудно сохранять достойное расположение духа и осознание собственной ценности. Особенно если твои профессии, по сути, — виртуальные, связанные только со словами, с летучей субстанцией — информацией. И если ты привык сверяться с мнением окружающих: а туда ли я иду? а правильно ли всё делаю? о, людям нравится, наверное, правильно и туда.

и вот человек работает-работает с картами (или с другой тонкой материей), работает искренне, увлечённо, а потом его оп — и перемыкает. Кто-то сказал что-то нелицеприятное и уничижительное обо всём профессиональном цехе, кто-то как-то не так похвалил лично, подвернулась какая-то разоблачительная статья — и всё, почва ушла из-под ног, вода вытекла из кувшина, огонь погас, воздушное пространство превратилось в безвоздушное.

смысл умер.

человек теряет нерв, как будто спотыкается, окидывает обстановку и себя в ней критическим «рациональным» (как бы чужим, сторонним) взглядом и вдруг воспринимает себя как «магнеадеквата» (на которого он всю жизнь меньше всего хотел быть похож).
это как внезапное отрезвление: осспади, шо я (тут) делаю, шо я несу, какие диски и жезлы, какие эгрегоры и лучи миссии, почему я, как это вышло, ведь так хорошо училась в школе, и как я оказалась в такой странной компании, что все мои друзья и коммуниканты — сплошь хилеры, терапевты разных пошибов и мастей, маги и волшебники, живущие по Луне, по Колесу, по рунам и картам? и да, кто эти люди, которые спрашивают у меня о том, что он чувствует и собирается ли жениться, и если да — то на ком?

Чужое (негативное) мнение подменяет собой твоё собственное представление о смысле твоего существования и ценности твоей работы. Чужое мнение пытается заполнить образовавшиеся экзистенциальные дыры, разбухает, как монтажная пена. Место смысла пусто не бывает, не должно быть пусто. Поэтому если извне в такой драматический момент привносится смысл «все гадалки — шарлатаны», да ещё и в устах какого-нибудь вроде бы специалиста «с образованием», который достаточно аргументированно излагает эту позицию, — то всё, печаль.

и поэтому место смысла нужно заполнять самостоятельно.

я не хочу говорить каких-то высокопарностей относительно «это эгрегор Таро испытывает твою преданность, это рубеж и порог и урок» (вот это — как раз наиболее неадекватное в этой заметке выражение, и оно специально в кавычках).

но такая «спотычка» о чужую негативную оценку — знак, что остановиться и подумать действительно надо.

первым «оценщиком» и генератором смысла должен быть ты сам. Сторонними «оценщиками» могут быть коллеги — представители того же цеха, того же направления, другие помогающие практики, работающие в сходной с твоей собственной парадигме. К сожалению, организованной и систематизированной супервизии в тарологическом цеху нет, но в процессе обучения часто складываются такие мини-сообщества. в которых можно обсудить свои сомнения относительно собственной практики.
Но вряд ли стоит измерять свою ценность только количеством клиентских «спасибо» или моментально бросать всю свою работу, если вдруг кто-то поблизости начал убедительно громить Юнга, Хеллингера, «гадалок и шарлатанов».

вот что я думала, когда такая остановка случилась со мной:
когда ток не идёт — надо искать, в каком месте перебит провод. То есть разбираться, что в твоей практике и твоём деле (и это может быть совсем не обязательно Таро или любая другая помогающая практика, а просто твоё дело) привело к разочарованию и выгоранию, а не ползти дальше на морально-волевых качествах. Особенно в помогающей практике такие «ползуны» никому не нужны.
необходимо разобраться со смыслами — что я делаю? верю ли я в то, что делаю? что мне нравится, а что решительно нет? что я вкладываю и что получаю?
Лично меня ещё очень поддерживает в любое время года идея архетипа сезонности, и это не только про календарные лето-зиму. Невозможно всё время цвести или всё время плодоносить — в жизни есть естественные циклы активности и затишья.
все яйца в одной корзине — это отчаянно, лучше сразу раскладывать по разным. То есть организовать себе не единственную узкую специализацию, а целую сферу интересов: затрагивать смежные области, пробовать новые методы и форматы работы, учиться, общаться в профессиональном сообществе, а не вариться в собственном или клиентском соку. Быть в хорошем смысле любопытным — смотреть, видеть, узнавать, уделяя внимание чувству внутреннего узнавания — «о, это моё, хотя я пока не знаю, для чего конкретно это может пригодиться».
важный в любом деле момент — особенно часто «выпадающий» из поля зрения работников умственного труда — позаботиться о своём физическом теле. Уложить его спать и дать ему выспаться, покормить, помыть, выгулять. Любая «лирика» сдохнет без «физики».
читать любую критику эзотерики интересно и даже полезно — чтобы не забронзоветь в своей магичности))) ну то есть отсекать всю потенциально «опасную» для собственной самооценки информацию, делать вид, что её нет, и только ты тут дартаньян — тоже засада, так что читаем и наслаждаемся (но не принимаем любой текст как инструкцию к действию); потому что…
— …потому что каждая концепция по-своему описывает (отдельные) аспекты мироздания, и у каждого человека есть достаточный диапазон свободного выбора — в какой концепции понимать окружающую действительность.

У каждого своя колокольня.
И главное — найти свою колокольню.

Ольга Бахтина
Тарословка (: Люблю Ману Чао, кости, лес, Таро и текст. Читаю карты, пишу тексты, понимаю происходящее.

Оставить комментарий